"Почему ты тихо говоришь? Потому что жизнь и так громкая"(с)

"Почему ты тихо говоришь? Потому что жизнь и так громкая"(с)

"Почему ты тихо говоришь? Потому что жизнь и так громкая"(с) 07.05.2019


На пресс-показе спектакля "Ганди молчал по субботам" я была в пятницу, 26 апреля. С первых минут спектакля стало понятно одно: на эту постановку можно ходить хоть каждый день и она снова и снова будет удивлять.


“Мама, папа, сестра, дедушка, Карамелька - мой дом, моя крепкая любимая семья”. А что, если семьи нет? Ну, она как бы есть, но её нет. И отбивные с картошкой, густо приправленные майонезом и кетчупом, и овощной салат, и шоколадный торт с орехами на десерт - всё это ещё не гарантирует наличие счастливой семьи.

Пока ты думаешь, что всё у тебя супер: есть “дом” и “дружная семья” - твой личный апокалипсис вовсю наматывает на свои колёса всю твою как-бы-счастливую жизнь. А вопли мамы: “Мы всё ещё семья, и будем решать все проблемы вместе!” - больше похожи крики женщины в истерическом припадке, чем на прямой путь во спасение.

Вот и Саша, а вообще-то он Мот, не знал, что его апокалипсис давно начал всё вокруг мазать нехорошим. Саша, то есть Мот, точно не знал, когда начался этот конец всему. Возможно, он уже был, когда они ездили в лес за грибами, а может и раньше. 

Зато Саша, то есть Мот, точно знал, когда конец вылез наружу и прихлопнул весь этот счастливый дом вместе с его обитателями.

Это случилось, когда в доме Мота не оказалось селёдочного масла, зато были пельмени. Это случилось в тот день, когда папа Саши, то есть Мота, сообщил, что он уходит. Нет-нет, не к секретарше. Она была не секретарша. Она была очень похожа на маму, только моложе...

И что теперь делать? Как жить?

Мама, Мот и папа



Такое начало было у премьеры театра “Дилижанс”, бит-драмы “Ганди молчал по субботам”. Спектакль поставлен режиссёром Екатериной Зубаревой по пьесе Анастасии Букреевой. В спектакле заняты: Ася Гафарова, Екатерина Зубарева, Андрей Пономарёв, Ирина Храмкова, Максим Никлус, Пётр Зубарев.

Эта постановка мне напомнила моноспектакль. Здесь герой Петра Зубарева - Саша, хотя, конечно, он давно как Мот - говорит за остальных героев. Он своеобразный переводчик с "родительского" на "человеческий". А быть может, Мот только думает, что знает, что именно говорят мама и папа? А что, если все диалоги звучат только в голове Мота?

Конечно, этому шестнадцатилетнему мальчику не позавидуешь. Когда тихим семейным вечером для всех наступает апокалипсис - папа уходит к тёте Лене-не-секретарше - вдруг выясняется, что у каждого давно своя - другая - жизнь. И традиционное поедание ужина по вечерам в кругу семьи - просто приём пищи, а не семейное таинство.


И ничего никого уже больше не держит. 

Ну, папа - понятно - у него новая жизнь с “несекретаршей” тётей Леной. И жизнь эта новая началась, похоже, ещё во время счастливых семейных вечеров и умилительных поездок в лес за грибами. Правда, новая жизнь закончилась запахом бурбона и одиночества.

Мама. Оказывается мама давно и безголосо вопила: “Дайте мне хоть раз о себе подумать!” Оказывается, папа настолько уважал маму, что даже спал в отдельной комнате.

И теперь мама, совершенно справедливо, требовала сатисфакции. Каждый день она покупала себе новую шмотку. И как следствие, привела хмыря Володю, а потом ушла к нему жить. 

А что? Имеет право. Бывший муж, между прочим, “доуважал” её до высоких отношений, а потом ушёл к её же копии, только моложе.   


Сестра Катя. Оказывается, ей тоже больше незачем прятаться. Дело в том, что Катя "танцует от бога", то есть для неё танцевать - это дышать. И Катя даже должна была поехать в Аргентину на фестиваль, но… Нет Аргентины, и никогда не будет. 

Оказывается у Кати не просто “поболит-перестанет”, оказывается Кате больше нельзя танцевать. Зато можно покурить и сожрать пару эклеров вместе с братом Сашей, а вообще-то, Мотом. Вот только жалеть Катю не надо...

Дедушка. Дед единственный, после Мота, конечно, кто в этой семье ничего ни от кого не скрывал. Дед регулярно и на полном серьёзе собирался спасать братьев славян от фашистского гнёта. Дед, в любой непонятной ситуации звонил своим старым друзьям. Оказывается дедушкины звонки проходили и на тот свет. И дед не скрывал этого.

Все начали по-своему переживать этот апокалипсис. Каждый в своём мире продолжил жить свою “другую” жизнь. Но уже открыто жить.

А что делать Саше? Стоп. Что делать Моту?

Нет больше любви. А любить это хорошо. 

Нет сострадания. А сострадание необходимо. 

Нет помощи ближнему. А на этом держится мир.

Больше ничего нет. И даже образчики морали и нравственности: Пушкин, Лермонтов и Толстой - в глазах Мота оказываются теми ещё засранцами. Не на что больше опереться.

Мот начинает изучать и пробовать этот мир так, как считает правильным. Его ум занимают, на первый взгляд, очевидные вещи. Но это только на первый взгляд.


Зачем люди женятся, если потом разводятся? Сможешь и после смерти лежать со своей женой в гробу, с такой страшной и вонючей? Сможешь - женись. Нет - так и думать нечего!

Почему грецкий орех выглядит, как мозги? Зачем это всё так? А о чём думает ёж перед смертью? Ведь у него есть мозги, значит и ёж о чём-то думает. О чём? Вам не интересно о чём думают ежи? Простите, но мне просто не о чем с вами разговаривать.

Засоряют ли космонавты своими миазмами космос? Что, тоже не интересно? А зачем соседи бросают мусор из окон интересно? Понятное дело, соседу можно и лицо за это начистить, а в космосе на голос не возьмёшь.

Всё это живёт не только в голове у Мота. Все эти мысли живут и наших головах, просто мы их не слышим. Потому что мы серьёзные, и нам некогда. Потому что у нас счастливые семьи, а у кого-то счастливые эрзац-семьи, но с традиционным выпеканием воскресной ватрушки с майонезом. И им тоже некогда.

А что вы, граждане, будете делать, когда у вас, как у Мота, начнётся личный апокалипсис. Когда не будет у вас опоры, когда погаснет последний нравственный ориентир хотя бы в лице Льва Николаевича?

Лиза и Мот

Мот привёл домой бродяжку Лизу. Лиза была его спасением. Лиза была той, кто 22 года не теряла надежды. Она была той, которая не пошла быстренько жить свою новую жизнь. Вот только умерла Лиза, так и не обретя то, на что надеялась.

Зато Лиза поделилась с Мотом своей надежной. И мальчик поверил, что возможно всё ещё наладится, и история Лизы закончится хорошо, даже после её смерти.

Впрочем, как и дедушка, Мот научился дозваниваться Лизе на тот свет…


Стоит ли сходить на этот спектакль? Безусловно. Спектакль будет интересен и взрослым, и подросткам.

Композиция постановки гармонична. Ничего лишнего. Всё музыкальное оформление выполнено голосами артистов. Собственно, поэтому "Ганди" - это бит-драма. Бит - замечательная альтернатива музыке. Ребята настолько точно передавали эмоциональную атмосферу, что каждую секунду спектакля хотелось впитать и запомнить. Ведь каждый спектакль “Ганди” будет по-особенному другим.

Пётру Зубареву, сыгравшему роль Мота, веришь на сто процентов. И что самое ценное, узнаёшь в нём себя. Да, это несмотря на то, что я девочка и мне 35 лет, а Мот мальчик и ему - 16.  

Просто нас всех, хоть и в глубине души, но очень интересует, о чём думает червяк, когда ползёт в нашу сторону?

Как ходят в туалет космонавты в невесомости, не засоряют ли космические просторы?

Почему селёдочное масло, в принципе есть, но его как бы нет? 


Детский Городок рекомендует к просмотру спектакль "Ганди молчал по субботам" (12+) .  




©Проверила на себе Марина Лаптева-Бекаева
фотографии взяты с портала TLTgorod, автор фотографий Вячеслав Смирнов


По этой теме читают ещё:

Спектакль "Чудо мой особенное" по мотивам повести Железникова "Чучело"
Любовь стоит того, чтобы ждать, или Марьино поле
Слон верен от хобота и до хвоста: сказка Доктора Сьюза в театре Колесо