Отец Михаил (Жёлтиков): "Как Апостолы пошли по миру и несли: "Христос Воскрес", - так и мы несём эту радостную новость. "

Отец Михаил (Жёлтиков): "Как Апостолы пошли по миру и несли: "Христос Воскрес", - так и мы несём эту радостную новость. "


Отец Михаил (Жёлтиков): "Как Апостолы пошли по миру и несли: "Христос Воскрес", - так и мы несём эту радостную новость. " 28.04.2019


Сегодня православные христиане празднуют самый главный праздник Пасху Христову. События предательства Иуды, казни Иисуса Христа и обстоятельства его Воскресения описаны в четырёх Евангелиях 
преподробно. Казалось бы, какие могут быть вопросы: ну Пасха и Пасха - бери и читай? 

Мы привыкли окунаться в праздничную кутерьму с головой. Мы до одурения красим яйца, и печём пироги. Прилавки магазинов превращаются в сплошное "куличёво поле". А многие интересуются символикой Пасхи, или просто так используют всё, что содержит в себе слово "Пасха". Друзья, так и до пошлой коммерциализации праздника недалеко. 

А как же символизм и глубокий духовный смысл Пасхи?

Вы спросите сами себя: зачем Иисус принял смерть на кресте? Что лично вам даёт тот факт, что Спаситель на третий день после своей смерти воскрес? И зачем он это сделал? Где искать доказательства веры и нужны ли они? Зачем мы красим яйца, и имеют ли право кролики быть в пасхальных поздравлениях православных? 

Есть у вас ответы на эти вопросы? Наверняка, хоть раз в жизни, но вы пытались их найти.
Сейчас не то время, когда Библию из рук в руки передавали в самиздатовском исполнении. Сейчас информации море, только и успевай читать. А здоровое любопытство здесь - лучший помощник. 

Но, сегодня я пошла по пути наименьшего сопротивления. Я отправилась к нашему давнему знакомому отцу Михаилу в храм Казанской Иконы Божьей Матери, чтобы позадавать ему разные вопросы.  




Отей Михаил, Христос Воскрес,  и что дальше? Какой смысл вкладывается в Христово Воскресенье, и что это даёт христианам?

Да, это самый главный вопрос всего христианства. Пожалуй, давайте начнём с начала: в мире присутствует смерть. Земной путь каждого человека заканчивается тем, что мы называем "смертью". А далее происходит то, что называют “существованием посмертным”.

Атеисты считают, что за пределами смерти нет ничего. Иными словами, есть только земная жизнь. Верующие люди считают, что после физической смерти начинается существование той части человека, которую мы называем душой. А тело, опять таки, временно находится в состоянии покоя.

Почему же христиане знают и верят в то, что после земной жизни, говоря условно, есть продолжение?

Потому что сам Христос прошел этот путь и нам показал и рассказал это. Более того, Христос после своего воскрешения пребывал с учениками и поведал им о том, что будет дальше. Спаситель оставил нам важные слова: “Верующие в меня смерти не увидят” и на собственном примере показал и доказал это своим воскрешением.

Поэтому верующий человек - если он понимает, что на смерти ничего не заканчивается - осознаёт зачем нужен Христос, и что такое Пасха. Воскресение Христово - это то, что в христианстве занимает центральное место. И без Христова Воскресения не было бы христианства. Это вопрос действительно очень мощный и трудный для каждого христианина.

Я приведу такой пример. Ребенок находится в животе у мамы. Допустим, этот ребенок умеет нас слышать и разговаривать. И мы говорим ему: “Вот сейчас ты сидишь в животе мамы, но скоро всё изменится. Скоро ты будешь дышать носом и будешь боятся воды. Ты будешь есть не через пуповину, а через рот и жевать еду зубами. И вообще, ты будешь ходить сам на своих ногах”.

И что на это сказал бы этот ребёночек? “Да, что вы мне такое говорите! Такого не может быть. То, где я сейчас нахожусь - это единственно возможное место, где я могу находится и жить”.

И вот проходит 9 месяцев и с этим ребенком начинает происходить ровно то, о чем ему рассказывали, и во что он не верил. А рассказывали ему люди, которые на практике знали, что происходит и как. А потом опять проходит некий период, и наступает то, что мы называем смертью.

И вот теперь смотрите. Мы имеем опыт смерти?

Конечно, не имеем. Оттуда ещё никто не возвращался и не рассказал нам что “по ту сторону”.

Конечно. Но, тем не менее, есть масса людей, которые утверждают, что за пределами нашей человеческой жизни нет ничего. Вопрос: а на основе чего все эти утверждения?

Христос, имея практический опыт смерти, воскресает и говорит: “Идите за мной, веруйте в меня, исполняйте мои заповеди, причащайтесь, делайте то, что я вам заповедал, и я вас не оставлю”. И здесь хочется задать вопрос: а с какой стати нам не верить этим словам, если это произошло на практике?

Посмотрите, что произошло с учениками. С Иудой всё понятно: он предал Христа и с этим предательством остался. Но нужно понимать, что и остальные ученики предали Христа. Только они сделали это не так открыто и однозначно, как Иуда.

Как предали? Пётр же только от Христа отрёкся.

Да, они предали по-своему: просто разбежались. Все кроме Иоанна, который позже стал автором Евангелия от Иоанна - Иоанна Богослова. А Пётр, действительно, даже отрёкся от Христа. Иоанн же вместе с Девой Марией был у распятого Христа до самого последнего момента.

А где же были остальные?

Для них произошёл жизненный крах. Все три года, что они были со Спасителем им постоянно говорили, что будет так, как будет. И Евангелия до нас честно доносят реакцию учеников - неверие и непонимание. Ученики не могли понять и принять, как это так, их Учитель, который воскрешает людей, ходит по воде, управляет стихиями, лечит людей - как с ним может хоть что-то случиться? Тем более казнь на кресте и смерть.

И вдруг произошло так, как и было неоднократно предсказано самим Христом, - произошла крестная казнь и смерть Христа. И снова Евангелия нам доносят реакции учеников после всего произошедшего.

В большинстве своём, ученики были рыбаками, и вот они друг у друга спрашивают: “Ну, что, куда теперь пойдёшь?” Один говорит: “Я пойду рыбу ловить”. Другой сказал: “Ну, и я с тобой пойду”. А что делать? Жить-то как-то надо.  

Нужно понимать, что жизнь учеников потеряла всякий смысл и опустела. И вот эти ученики разбредаются кто куда. А через некоторое время, с этими разбежавшимися и предавшими учениками, происходит нечто.

Вдруг эти люди становятся ярыми проповедниками Воскресения их Учителя. Более того, они уходят с проповедями в разные страны, что само по себе несвойственно иудеям. Нужно понимать, что иудеи - это народ, который всегда хранит свою религию только для себя. Они богоизбранный народ, а остальные - как получится.

И вдруг происходит нечто: они идут в разные страны и всем несут весть: “Христос Воскрес!”.

То есть Апостолы не проповедовали христианство?

Да, они не несли учение. Если читать Деяния Апостолов, то там практически не встречается ничего об учении Христа. Там есть единственная фраза: “Христос Воскрес!”.

Апостолы идут в разные страны, несут эту весть и не боятся ничего. Хотя почти все они приняли мученическую смерть.

Вопрос: что такое произошло с этими людьми? Ведь все они совсем недавно разочарованные пошли каждый по своим местам. И вдруг они собрались и пошли с проповедями по всему миру. Что это?

Это одно из цепочки исторических доказательств, которые можно привести. Можно и дальше продолжить этот ряд доказательств, но нужно ли? Быть может, проще взять да и прочитать Евангелие? Внимательно прочитать, а не формально и набегу.

Но многим людям нужны доказательства...

С Антонием Сурожским замечательным священником нашего времени, можно сказать, нашим современником произошла такая история. 

Он был человеком совершенно неверующим. Христиане его даже раздражали. Но он был человеком пытливого ума. И стало ему интересно: да что ж там такого в этом Евангелии написано? Взял он Евангелие от Марка - оно самое короткое - и стал его читать.

И вот сам Антоний Сурожский позже писал, что когда он читал Евангелие, то у него было ясное ощущение того, что Иисус стоит рядом с ним. Что он просто кожей чувствовал Христа. И, дочитав Евангелие, Сурожский стал христианином.

Понимаете, можно бесконечно и до хрипоты спорить, можно доказывать друг другу: есть Бог, нет Бога, - на мой взгляд самое правильное - взять Евангелие и прочитать, а потом уже делать выводы.

Вот так просто: взять и прочитать?

Евангелие - это основа основ. Но читать нужно внимательно, с пониманием и обязательно слушать при этом своё сердце. Честно нужно слушать своё сердце. Понимаете? Людям иногда не хватает честности. Поэтому, вроде как, сердце потрясенное и говорит: “Вот это ничего себе!”. А ум: “Минуточку, а где доказательства? Ну-ка давайте разбираться. Говорят-то, что Туринская Плащаница и не Плащаница вовсе. Где доказательства-то?” Ну, и так далее.  

Это же разные вещи вопрос веры и вопрос доказательства? Одно дело, когда ты просто веришь по велению сердца, и совсем другое, когда тебе доказали,  и ты принимаешь как доказанный факт. Принять, как доказанный факт ведь гораздо легче, чем принять как веру.

Понимаете в чем дело, с момента Воскресения Христова прошло  2 000 лет. И мы сейчас живём в совершенно другой исторической обстановке. За эти 2 000 и мир не стоял на месте. Появились новые религии. Например, появился ислам, который, откровенно говоря, базируется на Ветхом Завете. Конечно, эти вещи могут сбить с толку людей, и у многих возникает закономерный вопрос: “Ну и что? А докажите нам, почему именно так было”.

На мой взгляд, нужно всегда обращаться к первоисточнику. Первоисточник - это четыре Евангелия. Сначала вдумчиво и честно прочесть все четыре Евангелия, а потом уже начинать разговаривать с самим собой. Вот этой базы сейчас очень не хватает.
Сейчас вся информация в свободном доступе, но я встречаю много-много взрослых людей, которые никогда не читали Евангелия. А это основа христианской веры.

Начинать надо с себя. Вопросы нужно задавать о себе, а не о йогурте в среду. Главные вопросы: каким образом я появился на свет, что из себя представляет наш мир, что будет дальше? 

Как правильно сказал Достоевский: “Если Бога нет, то всё позволено”. Скажите, зачем тогда люди придумывают все правила жизни, моральные и общечеловеческие ценности, если жизнь все равно конечна? Если после смерти ничего, зачем тогда заморачиваться? Живи на максимум и бери от жизни всё. Зачем люди сами себе придумывают ограничения, если все равно умирать?

Ведь есть же те, кто на эти вопросы себе честно ответили. И ответили они себе так, что жили, используя всё им доступное. Калигула, например, или Нерон - они были абсолютно уверены, что сейчас придёт смерть и всё - конец. Поэтому нужно жить по полной. И это тоже честность. Жестокая, но честность. 

Хрущёв в своё время тоже честно сказал, что мы в космос летали, а Бога не увидели.

Наш хирург Лука Войно-Ясенецкий во время одного из своих допросов в местном ЧК на вопрос: “Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?”, - ответил: “Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил”.

Отец Михаил, объясните, пожалуйста, у нас есть христианская Пасха,  а есть иудейская Пасха. Как они друг с другом взаимосвязаны и взаимосвязаны ли? И почему у этих праздников одно название?

Начнём с начала. Иудейская Пасха - Песах - празднуется в память об Исходе евреев из Египта - освобождении евреев от египетского рабства. Чтобы освободить евреев, Бог послал на Египет 10 казней. Во время десятой казни погибли все египетские первенцы, еврейские - остались живы. Бог сказал евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо. Кровью же этих ягнят нужно было пометить дверные косяки. В этих домах первенцы были спасены, в остальных - погибли. И именно это событие убедило фараона отпустить евреев из рабства.
И евреи ежегодно отмечали вот этот Исход.

И так получилось, что календарно Христова казнь совпала с иудейской Пасхой.

Почему же осталось это слово - Пасха?

Из-за своего духовного значения. Это переход от смертного состояния в состояние жизни, которое Христос даровал своим воскресением. Здесь два момента: и календарное совпадение, и духовная составляющая.

Отец Михаил, сегодня, в отличие от советского времени, можно свободно праздновать Пасху. Люди пекут куличи, красят яйца, делают творожную пасху и массово ходят на кладбище. Какие из этих традиций действительно пасхальные и несут в себе символизм праздника, а какие никакого отношения не имеют к Пасхе?

Пасхальное яйцо имеет своё сакральное значение. В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения. Есть ещё одна версия, что в православной традиции красят яйца согласно преданию о святой равноапостольной Марии Магдалине, которая преподнесла яйцо императору Тиберию со словами: “Христос Воскрес!”.

Сначала яйцо было простым. Тиберий сказал, что как яйцо не может из белого стать красным, так и мёртвые не воскресают. Тогда случилось чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет.

По поводу хождений на кладбище в Пасху скажу так: это недопустимая вещь.

Более того, всю страстную седмицу, когда каждый день мы вспоминаем события, которые предваряют крестную смерть и воскресение Христово, в церкви нет ни молебнов, ни панихид, то есть мы перестаём молится о себе любимых. Мы сосредоточены только на тех событиях, которые происходили с Христом.

И вот наступает Праздников Праздник. И вдруг, вместо того, чтобы праздновать в церкви и с родными, мы идём на кладбище. Также мы не ходим на кладбище и всю первую седмицу - первую неделю после Пасхи. Она праздничная, и вся идёт под знаком воскресного дня. Все службы в эти дни воспроизводят пасхальную службу. Мы приходим в любой день первой недели и видим точную копию пасхальной службы.

А для того, чтобы поздравить усопших с Пасхой есть Радоница - девятый день после Пасхи. Мы приходим на кладбище и оставляем пасхальные яички, куличи, подаём милостыню.

То есть посещение кладбища на Пасху - это советская традиция?

Да, совершенно верно. В те времена людям в церковь было не попасть - ну, хоть на кладбище сходить.

А пасхальный заяц - это что?

Пасхальный заяц - это вообще западная история. Заяц здесь выступает, как символ плодородия. Я не очень понимаю, к чему пасхальный заяц у нас, в православной стране. Но речь даже не об этом.

Наша Пасха православная по времени отличается от католической, примерно, на неделю. Но вот этих католических зайцев начинают у нас готовить не к католической Пасхе, а сейчас к православной Пасхе. Зачем?

Получается такая каша. Информационная ложь. Событие, которое для многих людей - одно из самых важных в году, обставляется каким-то бредом. Хорошо, что пока эти пасхальные зайцы у нас всё не заполонили.
  
Ну это пока, потому что безобидные пасхальные открыточки в интернете и пасхальные наборы для украшений - через одного с пасхальным зайцем.

Это всё нас отсылает к тем “важным вопросам”: почему же мне йогурта в среду не съесть или почему монахи мяса не едят - такие вопросы должны быть сто пятидесятыми, а они почему-то выходят на первый план.

Так же и здесь. Человек может вообще ничего не знать, но он увидел, что на Пасху, вроде как, есть: яйца, зайцы, куличи - что ещё - крестный ход, свечку зажечь - и он решает всю эту символику свалить в одно, и будет хорошо и красиво.

А человек, который мало-мальски хоть что-то знает или пытается узнать он скажет: “Ребята, подождите, зайцы здесь при чём? Может хоть что-то прочтёте в своей жизни, прежде чем всё это валить в одну кучу?”

Взрослые люди, вы хоть что-то прочитайте в своей жизни!

Отец Михаил, мы на Пасху приветствуем друг друга: “Христос Воскресе!” - отвечаем: “Воистину Воскресе!” Мы таким образом повторяем слова и действия  Апостолов и возвещаем о Воскресении Христа?

Да. Как Апостолы пошли по миру и несли: "Христос Воскрес", - так и мы несём эту радостную новость.




Вероятно, вы скажете, что и вам "требуется же какое-нибудь доказательство"?

И доказательств никаких не требуется. Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Стоп. Это уже другая, хотя и похожая история.

Как сказал отец Михаил: обращайтесь к первоисточникам - четырём Евангелиям. 

Светлой Пасхи Христовой вам, друзья. Христос Воскресе!


©Беседовала Марина Лаптева-Бекаева    


По этой теме ещё читают:
Библиотекарь рекомендует: что почитать с детьми к Пасхе