Почему так важно развивать внимание у младших школьников?

Почему так важно развивать внимание у младших школьников?

Почему так важно развивать внимание у младших школьников? Почему так важно развивать внимание у младших школьников?

Основной деятельностью младшего школьника является учебная. Ее успешность напрямую зависит от совокупности способностей, которыми обладает каждый конкретный ученик. Одними из наиболее важных являются способности внимания. Психологи называют вниманием избирательное восприятие определенной информации. В таком состоянии сознания ребенок сосредотачивается на каких-то значимых предметах, отбрасывая несущественное и ненужное. Это своеобразный фильтр, помогающий предотвратить перегрузку информацией и усвоить именно то, что требуется.

Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание

Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале. Поэтому необходимо трудное, непонятное сделать для младших школьников простым и доступным.

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся младшего школьного возраста с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Младший школьник без чувства ответственности внимательно работает только с интересным материалом.

К числу важных свойств внимания относится его объем, т.е. то количество объектов, которые человек может одновременно "схватить" с одинаковой ясностью. При его снижении у ребенка не получается сосредоточиться даже на двух заданиях, удерживая их в уме.

Так же следует выделить - концентрированность

Это свойство уделять максимум внимания определенному действию или предмету. Оно помогает наиболее успешно выполнять работу. При недостаточной концентрации у ребенка формируется склонность к поверхностному взгляду на предметы, он становится рассеянным. Быть рассеянным - значит не уметь надолго сосредоточиться на чем-то одном, значит легко и часто отвлекаться от того дела, которым занят.

Следующее свойство, так называемое распределение внимания - позволяет заниматься одновременно несколькими делами. Оно используется при комментированном письме, проверке своей работы, математическом диктанте. У первоклассников распределение обычно неразвито и начинает проявляться, когда один из навыков уже стал привычным (автоматизированным), например, если ребенок уже хорошо пишет без вспоминания каждого из символов, то он с легкостью сможет в то же время говорить.

Способность длительно фиксировать внимание на каком-то одном объекте называют устойчивостью внимания. В первом классе устойчивость составляет 7-12 минут, но с 9-10-летнего возраста она активно растет. Если имеются проблемы с таким свойством внимания, ребенок будет постоянно отвлекаться, а учителя назовут его неусидчивым.

Свойство выделять из окружения значимые явления или предметы – это избирательность внимания

При проблемах с избирательностью у школьника не выходит концентрироваться на тех моментах, которые необходимы ему для решения конкретного задания.

Благодаря переключаемости школьник легко чередует вид деятельности, намеренно концентрируется на новой задаче, а потом возвращается к предыдущей. Это полезно при утомлении, например, если работа однообразная. В таком случае переключение внимания будет определенным отдыхом.

Зная характеристики внимания, попробуем ответить на вопрос: «Существует ли зависимость между уровнем развития внимания младшего школьника и успешностью его обучения». Действительно это так. Если внимание развито не достаточно, то возможно, могут быть проблемы в трудности усвоения материала - как наглядного, так и устного и письменного, что повлечет за собой неуспеваемость, отставание в обучении, непрочность и недолговременное усвоения материала. При неразвитом внимании у детей отмечают нехватку концентрации, ухудшение памяти, проблемы с выполнением домашних заданий. А так же насколько оно развито, зависит развитие и формирование других когнитивных процессов, таких как память, мышление, а также различные интеллектуальные способности.

Центр «РИНО» предлагает вам курс, направленный на развитие всех перечисленных свойств внимания

С помощью методик исследования внимания или корректурных проб, педагог на каждом занятии фиксирует уровень развития внимания каждого ребенка на данном этапе, что позволяет видеть динамику развития внимания от первого занятия курса до последнего. Кроме того, важное место в курсе занимают задания на развитие логического мышления, памяти, в том числе долгосрочной, развитие межполушарных связей, пространственных и квазипространственных представлений.

Узнать подробнее на сайте центра «РИНО»