Владимир Демиданов: "Греко-римская борьба делает из мальчика мужчину"

Сегодня я встретилась с непростым человеком. У меня состоялся разговор с основателем греко-римской борьбы в Тольятти, заслуженным тренером России, отличником физической культуры и спорта Российской Федерации - Владимиром Николаевичем Демидановым.
Сейчас Владимир Николаевич руководит Тольяттинским отделением ГАУ “СШОР №1”, где более 10-ти видов спорта. Во время нашего разговора часто звонил телефон. Нам приходилось прерываться, чтобы Владимир Николаевич мог решить текущие вопросы. По большей части это были обычные бюрократические проволочки, которых в любой сфере выше головы.
Владимир Николаевич, когда мы собирали информацию о греко-римской борьбе, то узнали, что именно Вы стояли у истоков этого вида борьбы в Тольятти. Неужели до Вас никто не занимался этим в нашем городе?
Да, именно так. Я и мой друг Виктор Александрович Сажнёв - основали греко-римскую борьбу в Тольятти. В 1979 мы сделали первый набор. Как раз в этом году будет 40 лет с момента начала нашей работы в Тольятти.
Каких успехов добились за 40 лет?
Мы воспитали 4 поколения борцов, среди них есть отличные наставники-тренеры. Первая крупная для нас победа была в 1984 году . Тогда наш воспитанник Линар Булатов выиграл юношеское первенство России. В этом же турнире Андрей Марулин стал вторым, а Евгений Волков - третьим. В 1987 году Линар Булатов выиграл первенство СССР и занял пятое место на первенстве Европы. Мои воспитанники Валерий Бышов на юношеских играх первенства России занял первое место, а бронзу в этом турнире взял Станислав Кибенко.
Кто из Ваших воспитанников сейчас работает тренером и растит новых юных борцов?
Альберт Эдуардович Хорошеньков, Евгений Николаевич Малашин, Вячеслав Владимирович Рудаков, он тренирует сейчас в “Спартаке”, Александр Михайлович Скопинцев - эти люди сейчас тренируют. Есть, конечно, ещё и молодые тренеры, которые набираются опыта и помогают в работе.
Кроме Тольяттинского филиала ГАУ «СШОР № 1», есть ли ещё в нашем городе школа, где ребята могут обучиться борьбе?
Да, есть СДЮСШОР №5 «Спортивная борьба». Там руководит Валерий Анатольевич Капралов. В этой школе есть отделение и вольной, и греко-римской борьбы, а у нас - только греко-римская.
Владимир Николаевич, бытует мнение, что в уличной драке борец одержит победу над любым каратистом, боксёром и, вообще, над адептом любых единоборств. Скажите, это правдивое мнение?
Я склонен считать это мнение справедливым. Посудите сами: в боях без правил все чемпионы - борцы. Конечно, есть случаи, когда выигрывают боксёры. Это бывает, когда противник замешкался и срабатывает фактор неожиданности. А если готовы оба, то больше вероятности, что победит борец.
Почему так происходит?
Когда борец подходит к телу близко, то есть уже при тесном контакте, то боксёр просто не сможет ударить. А вот борец в таких условиях делает приём и добивает. Боксёры работают на расстоянии, а борцы сразу проходят в корпус.
То есть, если борец тебя обнял, то уже не вырваться?
Да, именно так.
Правильно ли я понимаю, если родители ставят задачу: научить ребёнка защищать себя (речь сейчас не о спортивной карьере и наградах) - то лучше всего отдавать в борьбу?
Да, мой личный опыт именно так и говорит. Но, у боксёров, конечно, может быть иное мнение. Греко-римская борьба существует с первых олимпийских игр.
Эта борьба проверена временем и улицей. Если у тебя нет навыков борьбы: вывернуться, встать на ноги, выйти из, казалось, безвыходного положения - в уличной драке тебя повалят и затопчут. А если основа - борьба и дополнительно ты владеешь, например, боксом, то это просто отлично.
Понимаете, навык боксёра всё равно иметь надо, ведь бой начинается на ногах. Чуть бокса добавил, раз-раз, в корпус прошёл и всё.
Наши многие воспитанники-борцы участвуют в боях. Например, Вадим Анисимов - мастер спорта по греко-римской борьбе. Он неплохо выступает.
Боксом стоит заниматься после, база-то всё равно борьба?
Да, конечно, база - борьба.
Часто, выбирая спортивную секцию, родители боятся травм. Если принято решение, что ребёнок будет заниматься греко-римской борьбой, к каким травмам нужно готовиться?
Начнём с того, что к травмам вообще готовиться не надо. Нельзя даже думать в этом направлении. Чтобы избежать травм, во-первых, нужно всегда хорошо разогреваться. Во-вторых, слушать тренера. И в-третьих, соблюдать дисциплину.
Это простые правила, но если им следовать, то серьёзных травм не будет. Не стоит баловаться на тренировках. У спортсмена должна быть максимальная собранность и работа, тогда будет всё хорошо.
Единственное, из-за тесного контакта и ударов головой у борцов уши ломаются. Ушные раковины, да, могут быть травмированы. Но это больше вопрос эстетики.
В принципе, соотношение травма-польза перевес в сторону пользы?
Конечно. В любом спорте травмы возможны, но настраиваться на травму нельзя!
Владимир Николаевич, подскажите, берут ли в борьбу девочек?
В вольную борьбу девочек берут, в греко-римскую - нет. Соревнования по вольной борьбе среди женщин есть: Чемпионаты мира, Олимпийские игры. Женщины соревнуются в 6-ти весовых категориях.
В странах Скандинавии есть женские группы греко-римской борьбы, но в России нет.
Скажите, бывает ли такое, что к Вам приводят ребёнка, и Вы сразу видите: из этого мальчика получится борец, а из этого - нет? Вы отсеиваете детей?
У нас все тренируются одинаково, мы никогда никого не выгоняем. Слабые уходят сами. Вот, например, Александр Тихненко, воспитанник Хорошенького. Он пришел слабеньким. На области проиграл и плакал от обиды.
Но он очень настырный. После проигрыша ходил на тренировки и очень жестко тренировался. И уже через 2 года выиграл Россию, а на Первенстве Мира стал вторым. И это через 2 года! Вот вам и слабенький.
Получается, нет такого, что кто-то генетически более предрасположен к борьбе, кто-то менее?
Понимаете, слабые, они сами покидают борьбу, когда проходит просев. После просева, когда ребёнок подрастает, то начинается индивидуальный подход тренера к воспитаннику. Остаются сильнейшие.
Дети уходят на стадии просева, потому что не выдерживают физических нагрузок или эмоциональных?
Время сейчас такое, что головы детей заняты компьютером. В основном, ребята не выдерживают психологически. Дети ленятся, а здесь надо трудиться. Те, кто ходит из-под палки никогда не станут хорошими спортсменами.
То есть, ребёнка нужно заинтересовать? Как?
Это тренерская работа в тесной связке с родителями. Этому ещё в институтах учат. Тренер должен контактировать и напрямую с учеником, и с его родителями.
Например, был у меня воспитанник Линар Булатов. И вот однажды он перестал ходить - бросил борьбу. Я пошел к родителям, поговорил. Отец мальчика тогда жестко сказал: “Ходить!” Снова ребёнок начал посещать тренировки, втянулся, ему стало нравиться. И дотренировался, что стал победителем первенства СССР, и 5-м на Европе.
На начальной стадии занятий всегда бывает: не хочу, не получится, устаю. Кто это в себе сломает, из того получатся отличные борцы.
Родительская работа тоже важна?
Безусловно! Родители должны быть в постоянном контакте с тренером. Дети же начинают хитрить. Тренеру говорят, что родители не отпускают, мол, уроков много. Родителям говорят, тренировался, а сам гулял по улицам.
Тяжело сейчас детей замотивировать?
Раньше легче было. Сейчас мальчишек из компьютера не вытащишь. Они, как зомбированные. Только родились, уже планшет в руках держат. Вы посмотрите, сейчас и на улицах-то никого нет. А раньше пообедать не загонишь.
А как Вы мотивируете детей, если они приходят с руками, заточенными под мышку?
Сразу бороться мы их, конечно, не ставим. Всё начинается с подводящих упражнений, плюс игры, приближенные к борьбе. Или игры в единоборства.
Наша задача - заставить парня начать развиваться.
Вы с 9-ти лет детей берёте?
В нашей школе положено брать детей с 10-ти лет.
Владимир Николаевич, куда вы посоветуете родителям отдать маленького мальчика, если в перспективе он будет заниматься греко-римской борьбой?
Гимнастика и акробатика. На гимнастике у детей хорошо развивается вестибулярный аппарат, они хорошо ориентируются в пространстве. Растяжка тоже будет хорошая - для борца нужна гибкость тела.
Что будет отличать мальчика, который занимается греко-римской борьбой от обычного мальчика?
Во-первых, характер. Ребята преодолевают себя, преодолевают трудности через “не хочу”. Человек с характером уже уверен в себе. Он может ответить, может защитить себя.
Во-вторых, великодушие. Мы учим своих воспитанников защищать слабых, маленьких, защищать стариков.
А нет такого, что ребята борцы, наоборот, задирают других?
Если подобное происходит, то мы таким ребятам сразу делаем замечание. Откровенно говоря, таких ребят, чтобы сами лезли в драку, просто нет. Такие бросают почти сразу, не держатся долго. Мы другому учим.
А если вдруг к нам приходят сигналы со школы, мы уже влияем на своих.
Наверное, подростки сбрасывают свою энергию на тренировках?
Конечно! Что им задираться в школе просто так, когда они днём раньше отпахали на тренировке до седьмого пота!
Есть ли какие-нибудь противопоказание к занятиям греко-римской борьбой?
Да, конечно, есть. Это, в первую очередь, заболевание глаз, заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Вообще, отклонений быть не должно. И все наши ученики сначала проходят медкомиссию и приносят справку от педиатра, и только потом приступают к занятиям. В противном случае, всё может трагически закончиться. Это нужно понимать и мальчикам, и родителям.
Бывает ли такое, что родители приводят хиленького мальчика-плаксу, а он потом вырастает в сильного духом мужчину?
Ну и пусть плакса-вакса. Нужно тренироваться нормально и характер появится. Характер, воля к победе сделают любого плаксу сильным человеком.
Здесь тренеру нужно за этим смотреть и корректировать. А слёзы слезам рознь. Если мальчик злится и плачет от того, что у него что-то не получается - это хорошо. Слёзы злости - это всегда продуктивные слёзы.
В любом случае, борьба из мальчика сделает мужчину?
Конечно! Есть в педагогике первое правило: следовать от простого к сложному. Начинать нужно с простого, а не лезть туда, куда не нужно. Мы начинаем аккуратно, не торопясь и следуем своей программе.
У школ единая программа?
Можно сказать, да. Но тренеры всё равно должны готовиться к занятиям, готовить конспекты. Тренер без конспекта никогда не станет хорошим тренером. Тренировка должна быть распланирована заранее: какому воспитаннику что дать, на какое время, какие виды упражнений будут сменять друг друга, когда включать игровой момент. Если не делать план тренировок, то у тренера в голове будет каша и сама тренировка пройдёт очень неэффективно.
Сколько в среднем идёт тренировка?
Всё зависит от подготовки. Вначале 1 час 30 минут, потом 1 час 45 минут, 2 часа. До трёх часов тренировки доходят.
Сколько раз в неделю проходит тренировок?
Тоже от уровня зависит. Например, на начальном этапе - первый год - ребята ходят 3 раза в неделю. Второй год - 4 раза в неделю. Потом увеличивается до 5-ти и 6-ти раз в неделю. С увеличением количества тренировок, растёт и их время.
Владимир Николаевич, как вы настраиваете своих воспитанников на соревнования? Чтобы не боялись, не волновались.
Бывают, конечно, ребята, которые волнуются. Я в этом случае заставляю их разминаться до пота, в прямом смысле. Разомнутся до пота, и тут же мандраж проходит. У меня был воспитанник, чемпион СССР, он на разминке бороться любил. Поборется и выходит на ковёр. Кто-то бегает, кто-то кувыркается.
И обязательно нужно психологически настраиваться и готовиться к борьбе. Нужно знать того, с кем будешь бороться. Важно знать особенности противника и выбирать свою тактику боя.
Это, конечно, работа тренера. Тренер должен быть с ребятами, должен подсказывать и настраивать своих воспитанников только на победу. О проигрыше думать нельзя. Подумаешь о проигрыше - точно не победить.
Хороший борец - это какой человек?
Хороший борец - человек всесторонне развитый. Помимо борьбы стоит заниматься и другими видами спорта. Причём, развиваться нужно как физически, так и интеллектуально. Хороший борец должен хорошо ориентироваться в пространстве.
Вы понимаете, хорошего борца нельзя загнать в угол. И уж если боец оказался в углу, значит самому борцу нужно, чтобы противник думал именно так.
Какая должна быть экипировка?
Для начала нужно купить борцовки - специальную обувь, борцовское трико для соревнований. Некоторые ребята занимаются в трико, чтобы привыкнуть.
Наш разговор подошел к концу. Мне стало понятно, что мой визави, не смотря на административную должность, так и остался практиком. Владимир Николаевич так и остался тренером, который всей душой со своими воспитанниками. Он с ними здесь, на тренировках, всегда готовый поддержать и ободрить.
Уже 40 лет Владимир Николаевич, лепит из маленьких спортсменов настоящих борцов. Его работа сродни работе ювелира. Мало найти самородок, его еще нужно правильно обработать, чтобы получился драгоценный камень.
©Беседовала Марина Лаптева-Бекаева
Читайте ещё беседу с Полиной Золотовой, руководителем школы безопасности СтопУгроза-Тольятти: Полина Золотова: "Моя задача - научить ребенка не попадать в опасные ситуации"