Отец Михаил (Жёлтиков): "Причастие - это то, ради чего построены все храмы".

Отец Михаил (Жёлтиков): "Причастие - это то, ради чего построены все храмы".


Отец Михаил (Жёлтиков): "Причастие - это то, ради чего построены все храмы". 08.01.2019

Нашу встречу с отцом Михаилом мы планировали заранее. Я готовилась к этой встрече, вспоминая вопросы, которые возникали к священникам и у меня, и у многих моих знакомых. Я продумала план разговора, записала тезисы...

Да, друзья, верно говорят: хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Так и в нашей беседе, всё пошло не так, как я планировала: по ходу разговора возникали темы, которые, при подготовке к интервью, даже не приходили мне в голову, а вопросы, приготовленные заранее уже казались неинтересными и неважными вовсе.

Отец Михаил говорил - я слушала, а диктофон писал. И не было сказано ни одного лишнего слова. Признаюсь, я рассчитывала, максимум, минут на 40 разговора, а получилось... Получился час записи и еще полтора часа личной беседы "без протокола". 

О чём же мы говорили так долго? Вероятно вы полагаете, что со священником можно разговаривать исключительно о Боге, о Церкви, о строгости поста и об искренности молитвы? И об этом, конечно, мы тоже говорили. Ведь мне всё ещё хочется развеять некоторые стереотипы относительно места детей в церкви, относительно "непонятности" текстов молитв. Вообще, хочется рассказать о приходской жизни немного под другим углом, так, как она видна изнутри, а не снаружи через призму советских предубеждений и вымыслов. 

Вы вероятно скажете: какая связь у портала для родителей с православием? Самая прямая, друзья, самая прямая. Ведь Семья - это маленькая Церковь. 

Готовя это интервью, я отдавала себе отчет в том, что среди наших читателей есть и христиане, и иудеи, и мусульмане, и буддисты. Наверняка, есть и атеисты, а возможно и агностики - всё это может быть. Не боюсь ли я оскорбить чувства других верующих, или совсем неверующих? Нет, друзья, не боюсь. Потому что человек, открытый к новым знаниям и к чужой точке зрения, всегда найдёт рациональное не только в словах своих сторонников, но и в словах своих оппонентов. 


 Что же интересного вы сможете почерпнуть из этого интервью? Сразу скажу, интервью большое. Его кусочек мы публиковали в нашей статье "Как рассказать детям о Рождестве Христовом".

Оказывается, совсем не обязательно разбивать себе лоб, кладя поклоны, и не нужно морить себя голодом, стараясь держать самый строгий пост.
Оказывается, понять церковно-славянский куда проще, чем любой иностранный язык, а читать на нём можно спокойно уже через 1 час внимательной работы над текстом.
Оказывается, детям очень нравится бывать в храме, и они "достойно" переносят службу.
Оказывается Воскресная школа закладывает в детях основы православия так, что ребёнок не путается базовых в понятиях, и у него не возникает никакой сумятицы в голове.
Оказывается Евангелие - связующий мостик между человеком и огромным пластом русской культуры.
Оказывается, евангельские сюжеты вечны, как мир, и они до сих пор с нами. Так было и так будет.

Так что же, это был разговор о вере? Если только чуть-чуть. Это был разговор о жизни.

P.S. А для тех, кто всё же опасается оскоромиться православными понятиями, но им любопытно почитать - у меня есть универсальный рецепт: заменяйте слова "Бог" на добро, а "дьявол" на зло - и вы не пораните тонкие струны своей души.





Отец Михаил, я заметила, что на службе в храме было много молодых людей, много мужчин. А лет 8 назад службы посещали в основном женщины старше 65 лет.

Те, кто приходили 8-10 лет назад, приходят и сейчас, многие по физическим законам, ушли в мир иной. Теперь приходят их дети и внуки. Сейчас очень много детей приводят на причастие. Да, за 8 лет сменилось поколение прихожан.

Приток людей, конечно же, есть, но иллюзий тут питать не стоит: народ в храмы валом не валит. Это было бы преувеличением. Посудите сами. Перед крещением на огласительные беседы еженедельно приходят 50-60 человек. То есть, в месяц получается 200-300 человек. Конечно, есть люди, которые после этих бесед остаются и становятся нашими прихожанами. Но основная масса людей приходит, слушает и уходит по своим делам.

Почему так происходит? Людям не интересно то, что говорит священник, готовя их к роли крёстных родителей?

Понимаете, очень маленький процент людей приходит в храм по разумению. Основная масса обращается к Богу, когда случается горе. И пока сам человек не поднимет руку для крестного знамения, пока сам себя не перекрестит, можно бесконечно долго говорить ему о вере. Всё это будет без толку. Человек должен сам осознать. Сам должен прийти к вере. Сам.

Бытует такое мнение, что раньше у людей не было необходимости в психологах и психотерапевтах, потому что люди регулярно ходили на исповедь, регулярно беседовали со священником и там находили исцеление и решение своих проблем. Имеет ли основу такое убеждение, или это все-таки заблуждение?

Психология и психоанализ – науки молодые, а Христовой Церкви – 2000 лет. В рамках столетия обсуждать что-то было бы некорректно. Ведь исповедь не просто так придумана. В Новом Завете Апостол говорит: исповедуйте грехи друг другу. Исповедь предваряет причастие. Во-первых, исповедуясь, человек очищается и готовит душу к причастию. А во-вторых, когда ты слышишь, как над тобой читается разрешительная молитва, камень-то с души падает, и становится легче. Это уж точно. Да, психологическая составляющая, пожалуй, здесь есть. Но основное: исповедь – это подготовка к причастию.

Отец Михаил, предположим, человек захотел причаститься, но никогда этого не делал. Расскажите, как нужно готовиться к причастию, помимо исповеди?

В подготовке к причастию нет ничего сложного: трёхдневный пост, молитва, исповедь

К посту нужно подходить индивидуально и разумно. Если есть ограничения по здоровью, или женщина беременна, или кормящая, а может, человек занят на тяжёлой физической работе - тогда, конечно, будет послабление в посте. И весьма желательно накануне причастия быть на вечернем богослужении.

Молитвы, которые нужно прочесть перед причастием, есть в любом молитвослове. Они так и называются - «Последования ко Святому Причащению». Кроме Последования еще читается три канона: Канон покаяния ко Господу Иисусу Христу, Канон Богородице и Канон Ангелу Хранителю.    

Чтение канонов лучше распределить на несколько дней, потому что осилить всё в один вечер будет довольно сложно. Будет большая усталость и сумбурный результат.

Допустим, ты знаешь, что на следующей неделе будешь причащаться. Предположим во вторник, выпал денёк – прочитал канон, потом в четверг – прочитал канон, в пятницу – канон, в субботу прочитал Последование. А в воскресенье пришёл на службу и причастился. И получается, что всю неделю спокойно вдумчиво готовился и не перетрудился.

Разумно нужно подходить. Тут не надо обкладываться книгами, читать пять часов кряду, а потом падать без сил. Кому такая подготовка нужна? Да никому.


А часто ли людей смущает язык, на котором написаны молитвы? Ведь они написаны на церковно-славянском. Люди могут сказать: «Я ни слова не понимаю. Что это за «якоже уповахом» и «воньже идеши днесь»?» - может стоит читать адаптивный текст молитв для лучшего понимания?

Нет. Я считаю, что это ложь, вызванная обычной ленью. Человек, который внимательно читает молитвы, он понимает всё. Всё. Даже ссылки, которые приводятся на Ветхий Завет и на Евангельские чтения, должны быть человеку понятны. Коль скоро ты приходишь на причастие, так ты Библию-то хоть раз в руки взял, или хотя бы поинтересовался: а что там. А если уж ты хоть раз в жизни почитал Евангелие, так будет всё понято, о чем там говорится. Если речь идёт о мытаре, так ты поймёшь, что за мытарь и какие события с этим связаны.

Родители отдают своих детей с 3-4 лет учить английский язык – и ничего. А когда мне русские люди говорят: «Я ничего не понимаю в церковно-славянском», - они просто лукавят. Возьмите любой церковно-славянский текст и проведите над ним полчаса – вы всё поймёте. Даже те слова, которые сокращённые, особые слова, становятся понятными. Даже если у тебя нет никакого учителя, при желании и небольшом усердии можно легко добиться успеха. А уж если взять два-три совета по чтению, тогда вообще никаких проблем не будет.

В этом плане не нужно лукавить: «Я прихожу на службу и ничего не понимаю, кроме «Господи, помилуй». Конечно, ничего не будешь понимать, если приходить на службу раз в 20 лет. Это вполне естественный результат. Поставь меня сейчас на конвейер АВТОВАЗа – я тоже ничего не пойму, ведь я там не был ни разу. А если я пробуду на конвейере 2-3 года? Тогда, уж наверное, я что-то начну соображать.

А так получается: я ничего делать не буду, только рот открою, а вы мне эту кашу положите и проглотите ещё за меня.

Быть может, поэтому  люди не понимают всех правил? Не понимают, почему именно мясо есть нельзя, почему среда и пятница – дни поста, зачем, вообще, держать Рождественский пост. А что должен себе сказать каждый православный, готовясь держать пост? Как правильно настроиться на пост?

В храмах перед началом поста священники говорят одни и те же вещи: «Давайте будем поститься по силам». Силы у всех разные, здоровье разное и работа у людей тоже разная. Нужно понимать, что устав написан для монастыря. И это не приказ – это высшая планка, к которой нужно стремиться. Но если человек, в силу здоровья или обстоятельств, не может эту планку держать, так подойди к священнику и попроси благословение на послабление. 

Чаще всего просят разрешение на молочное и на рыбное. Ну почему бы и не дать такое послабление? Зачем отказывать? Чтобы человек довёл себя до истощения и вместо праздника на 7 января угодил в больницу? Нет такой задачи.

Мы же в пост ограничиваем себя не только тем, что йогурта в среду не едим, но и ограничиваем в помыслах?

А в помыслах мы себя не можем контролировать. Помыслы, если приходят и одолевают, то Святые Отцы советуют читать Иисусову молитву, либо «Отче наш…», либо «Богородица Дева, радуйся…». У каждого из нас есть слабые места. Дьявол эти слабые места знает и на них давит.  

Ведь как только мы зарекаемся: всё, перестаю гневаться – за порогом будет тысяча людей, которые заведут с пол оборота и все благочестивые обещания самому себе  тут же идут прахом. Что это? Как удержаться от соблазна?

Что касается различных искушений, так это большая самоуверенность говорить себе: «С понедельника начинаю праведную жизнь». Тут сразу срабатывают духовные законы. Как только начинаешь самоуправство: да я как сейчас начну и стану почти святым – так начинаются искушения. И мы все знаем от кого они происходят. Конечно, не Господь нам их подбрасывает. Здесь нужно понимать, то мы люди немощные и грешные и будем молиться, чтобы Господь нас укрепил в прохождении поста, и чтобы пост нам был только на пользу.

А то очень странно получится, человек ничего не ест, он голодный и злой, бросается на всех, зато пост держит. Пост – это ограничения плюс молитва, плюс молитва. Если мы просто скоромного не едим без молитвы, то это диета, а не пост, и не нужно здесь себя обманывать.


 При вашем храме есть Воскресная Школа. С какого возраста стоит приводить ребёнка в Воскресную школу?

К нам приводят деток примерно со второго класса. Заканчивается воскресная служба и, примерно, полдвенадцатого начинаются занятия. Родители тоже присутствуют на занятиях – сидят в конце класса на лавочке.  

Какие дисциплины преподают в Воскресной школе?

В первую очередь, изучается Закон Божий. Детям преподают базовые вещи: заповеди, комментируются и объясняются евангельские события, изучается Ветхий Завет, Новый Завет. Все эти знания даются детям в доступной для восприятия форме. Сейчас много наглядностей и коротких, но интересных мультфильмов на эту тему.

Далее, в зависимости от календаря, дети готовятся к праздникам. К Пасхе, к Рождеству готовятся праздничные программы. Дети потихонечку включаются в приходскую жизнь. Задача стоит сделать детей осознанно верующими, а не просто, что я крещусь и ладно, и не могу отличить Апостола Павла от Царя Давида.

Я часто слышу, что взрослые люди говорят: я не буду крестить своего ребёнка, пусть он сам решает что ему ближе: буддизм, ислам, христианство, иудаизм, а может он решит стать свидетелем «чего-нибудь».  А есть родители, которые – наоборот – как только ребёнок родился, спешат его покрестить, чтобы малыш был в православии. Как примирить эти две точки зрения?

Да здесь и примирять-то нечего. Те люди, которые говорят, что крестить ребёнка не будут, пусть он сам выбирает – это люди нецерковные и вряд ли сами христиане. Что тут примирять, когда точек соприкосновения нет? Немыслимо же себе представить, когда родители ходят в храм и причащаются, но при этом ребёнка не крестят, мотивируя: вот вырастет и сам решит: христианин он или нет.

Очень ошибочно считать, что к 18-ти годам (ориентировочно, к 18-ти) ребёнок останется чистым и незамутнённым от влияний. То есть, до 18-ти лет мы сознательно лишаем ребёнка того, что даёт Евангелие, того, что даёт молитва, того, что даёт причастие. А что же мы тогда оставляем ребёнку? Оставляем мы ему то, чему учит мир: и хорошему, и плохому. 

И к 18-ти годам это будет человек, который ощутил на себе огромное количество других влияний. Но! Это будет и человек, из которого насильно убрали христианство, под видом того, что-де ребёнок сам выберет. То есть, оставили всё, кроме христианства – об этом же родители не говорят.   

Тогда давайте поступим так, как поступили в известной сказке с девочкой, которой напророчили смерть от укола веретеном: заперли девочку в высокой башне. Давайте тогда, справедливости ради, если мы уж и Христа от ребёнка убираем, тогда и другие влияния уберём. И пусть растёт этот ребёнок чистый и незамутнённый, а в 18 лет, как в родительских чаяниях, сделает свой судьбоносный выбор: а пойду-ка я теперь читать книги и искать истину.

Теоретически, возможно ли одолеть книги хотя бы основных религий? 

Ну послушайте, это уже из области фантастики. Бхагават Гита – толстенная книга, Коран – толстенная книга, Тора – неприподъёмная, Ветхий и Новый Заветы вместе взятые… Я в своей жизни встретил только двоих человек, которые все эти книги читали и сравнивали. Поэтому думать, что мой ребёнок в 18 лет откроет эти книги, будет их изучать и осознанно выбирать духовный путь – это, простите, какая-то  инфантильность.    

Или это неприятие православия?

Неприятие православия – это некое богоборчество. У человека есть свободный выбор: если ты так считаешь, пожалуйста, проводи эксперименты над своими детьми. Коль скоро мы уходим от религиозной составляющей, тогда непонятно, как ребёнок будет читать Достоевского, как будет читать Чехова? А добрую половину Пушкина, как он прочтёт? А Бунина? А как он поймёт, о чем писал Булгаков в романе Мастер и Маргарита? Как он поймёт картины Босха, Рембранта? Как он будет смотреть фильм Тарковсткого «Солярис», «Андрей Рублёв», «Жертвоприношение»?

Как? Давайте не будем обольщаться, человек, который не имеет представление о Евангелии, может отложить на дальнюю полку добрую часть русской культуры, потому что там ему просто нечего делать - он ничего там не поймёт. Давайте будем таким образом обкрадывать детей!

Однако ж, евангельские сюжеты до сих пор с нами…

Конечно, они вечны!

… неужели есть люди, которые не знают: за что Каин своего брата Авеля убил? Пусть не в подробностях, но подоплёка событий, наверняка, всем известна?

Какие у Вас светлые мысли…  Да ничего подобного – много таких людей, которые ещё и спросят: а ты с кем сейчас разговаривал? Увы, но не всё так радужно. Чтобы знать историю Каина и Авеля её нужно просто знать. А если ты её не знаешь, то само собой ничего из ниоткуда не возьмётся. А откуда её узнаешь? Её нужно либо читать самому, либо услышать её от кого-то – от родителей, например. Если мы включим телевизор, то там вряд ли нам о ней расскажут.

Если только это на канале «Спас».

Ну, если человек включает канал «Спас» или «Союз», вероятно, он одной рукой уже держится за Евангелие.


А как детям правильно рассказывать о библейских историях? У меня был опыт, когда мы с пятилетней  дочерью были в Тольяттинском Художественном музее на выставке Босха и Брейгеля, там уже сделали Рождественский вертеп. И конечно, дочь начала мне задавать вопросы: что за фигурки, кто это, что за ребёночек, что за звезда. Я рассказала ей рождественскую историю. Когда дочь насмотрелась на вертеп, она пошла глазеть на картины. А у Босха сюжеты через один евангельские, и в меру своих знаний, я начала рассказывать, отвечая на её вопросы.

И вот представьте, что Вы не отвечаете на вопросы Вашей дочери, а говорите: «Дочь моя, просто смотри сейчас и запоминай свои вопросы. А вот когда тебе исполнится 18 лет, тогда ты мне их задашь или сама засядешь за книги, ведь я не хочу мутить свой разум всякими влияниями – ты должна сделать выбор осознанно».

Так как рассказать ребёнку о празднике Рождества Христова?

Рассказать ребёнку о Рождестве Христовом поможет любое издание детской Библии. Там есть и иллюстрации, и текст, адаптированный для детского восприятия. Кроме этого, имеются и комментарии - так что, о Рождестве Христовом вы просто не сможете рассказать примитивным языком. Купить детскую Библию можно в любой церковной лавке.

После того как вы прочитаете своему ребёнку историю Рождества Христова, обратите внимание своего чада на то, что сейчас по телевидению, с билбордов, с рекламных щитов, через интернет мы видим поздравления: «С Рождеством!» Делается это намерено - намерено слово «Христовым» просто выбрасывается. И даже я очень часто сталкиваюсь с тем, что не все дети понимают: что это за рождество такое.

Сейчас праздник Рождества Христова сопровождает масса всякого антуража, но за всей этой мишурой теряется важное: Рождество не само по себе, а Рождество Хрис-то-во! И тогда ребенок точно обратит внимания и скажет: «Мама, смотри, а ведь и правда: вон реклама идёт, вон поздравления: «Счастливого Рождества», «Поздравляем с Рождеством». А в России никогда не говорили: «С Рождеством», - в России всегда говорили: «Счастливого Рождества Христова», «Поздравляем с Рождеством Христовым».

И конечно, после того как ребёнок узнал о самом празднике, 7 января можно привести ребёнка в храм. В каждом храме делают Рождественский вертеп.  И так стараются, что любо-дорого! Детям очень нравится его рассматривать. Там столько интересных мелочей и подробностей! И вы сможете поговорить со своим ребёнком о том, что он видит в Рождественском вертепе.

Ваше чадо в беседе с вами расскажет: где Мария, где Иосиф, где Иисус. Он уже будет понимать, почему младенец Иисус лежит в яслях, а рядом стоят животные. Ваш ребёнок будет понимать: почему пришли поклониться Иисусу и пастухи, и три волхва с дарами, и что означают дары. Все эти удивительные знания ребёнок получит в семье, от вас.

Если ваш ребёнок постарше, то его можно познакомить с циклом стихов Иосифа Бродского о Рождестве Христовом. Ещё у Бродского есть гениальное стихотворение «Сретенье». Но оно, конечно, для родителей и для более взрослых детей.

Однако, стоит и самим родителям освежить в памяти историю Рождества Христова – если подзабыли, или узнать её – если не знали. Дети, особенно в раннем возрасте, смотрят на своих родителей и подражают им. Мы воспитываем детей исключительно личным примером.


А как дети чувствуют себя в храме на службе?

Для детей храм это непознанный и интересный мир. Вот приходите вы с ребёнком в храм. Идёт служба. Особый запах. Золото икон. Особое настроение, особые одежды. Хор певчих. Ребёнок всё это запоминает. Может он ещё ничего и не понимает, но ребёнок понимает, что он оказался в каком-то совершенно другом мире. Вышел за пределы храма – всё знакомо. А внутри – даже детки понимают, что внутри храма совершается какое-то таинство, которое нужно как-то постигать.

И постигать это нужно тихонечко, зёрнышко за зёрнышком. Сначала мама помогла, что-то рассказала, а может и бабушка. Потом ребёночек подрос, пришел на причастие. Потом осознанно прочёл Евангелие. И это всё незабываемо.

У нас бывает и папы приходят на службу в храм. Папы стоят серьёзные, крестятся: «А давай-ка мы помолимся за нашу мамочку, чтобы она была здорова и счастлива? Господи, помилуй нашу мамочку». И ребёнок, глядя на папу, крестится и просит у Бога за свою мамочку. Это же прекрасно. Такой опыт мимо ребёнка точно не пройдёт. А какие эмоциональные связи будут у ребёнка с родителями! Этот опыт нельзя игнорировать.

А вы часто видите, что в храм приходят семьями?

Да, сейчас очень часто семьями приходят. И совсем с малышами приходят, у нас тут коляски и санки стоят. Да, много детей приводят причащаться. Причастие – это то, ради чего построены все храмы. Это высшая точка. Человек, который не причащается, выпадает из Церкви Христовой. Потому что Церковь – это тело Христово. И когда мы все причащаемся, мы становимся единым с телом Христовым. Это великая мистическая тайна. И на этом стоит Церковь. Церковь в первую очередь стоит на причастии.

Именно поэтому, когда детей осознанно крестят, их потом так же осознанно ведут на причастие.

Дети тоже исповедаются?

До 7-ми лет ребёнок может причащаться без исповеди. А с 7-ми лет можно потихонечку начинать первые исповеди. Родители могут чуть-чуть подсказать, но очень аккуратно, чтобы не лезть в душу. Взрослым не стоит забывать, что есть тайна исповеди и нарушать её не вправе даже родители. Будет большой ошибкой, если родители скажут своему ребёнку: «Помнишь, как ты мне наврал на прошлой неделе? Так вот не забудь исповедать!» Каждый человек знает в чём его грех, и о чём он сожалеет.

Я сейчас рассказываю, конечно, идеальный вариант. Потому что наступает переходный возраст и приходит период обесценивания. Причём, как у подростков есть такой период, так и у взрослых: охладевают к храму, перестают ходить на службу. Но потом эти дети взрослеют, но впустую этот опыт не проходит. Человек, который делал большую паузу, по возвращении в храм думает: наконец-то я вернулся! Что же мне раньше мешало это сделать?

Ведь можно прийти в храм и в будни, когда мало народу, когда никто не толкается. Прийти и спокойно постоять на службе. Причаститься. Задумавшись пройти до дома пару остановок. Послушать себя. Ведь это нам так необходимо! Глядишь, и светлые мысли в голову придут.

К слову, сегодня, во время суеты и быстрых ритмов жизни, один из самых популярных советов современному  человеку: замедлись и послушай себя.  

Здесь индивидуально всё. Кому-то лучше прийти в храм и просто посидеть, послушать, посмотреть: как идёт служба, как горят свечи. А кто-то посидит-посидит и подумает: а что это я всё сижу, надо бы и поучаствовать. Так, а в службе-то я ничего не понимаю. Что мне делать? Мне нужна информация. Где найти информацию? Пойти в любую церковную лавку и купить книгу «Последование к всенощной и литургии». Что такое последование? Это весь текст, который произносится на службе. Берёшь эту книжечку и, стоя на службе, следишь глазками. И тут до тебя доходит, что оказывается ты понимаешь 80% того, что происходит на службе.

Но службы же отличаются друг от друга?

Да, отличаются. Но костяк един. Поэтому, вот эта книжица является серьёзным подспорьем для того, чтобы на службе не скучать и не отвлекаться, чтобы не чувствовать себя чужим. Потому что, если есть книга с Последованием, то ты осознанно стоишь на службе. Взял книжечку, встал в уголочек и следи: вот возглас священника, вот хор спел, вот чтец начинает читать шестопсалмие. Шестопсалмие достаточно длинное, если его просто слушать, то сначала много информации мимо ушей пролетает, а если следить, то уже легче воспринимать.

И вдруг вопрос в голове: а что такое шестопсалмие и почему оно появилось в богослужении? Полез в интернет и находишь ответ. Так крошечка по крошечке и у тебя уже складывается целая картина и красота богослужения. Потому что в службе нет ни пустого слова, ни пустого движения. Богослужение долго формировалось, оно переполнено символикой. И когда ты постигаешь смысл, то стоишь на богослужении, и просто дух захватывает! И вот теперь ты всё знаешь, всё понимаешь и ориентируешься в службе. И ты не просто стоишь, ты участвуешь в службе. А это колоссальная работа, которая требует сотворчества и серьёзного отношения.

Мы же не можем без труда выучить иностранный язык. Конечно, не можем. Надо впахивать, надо падежи учить и глаголы, склонения, спряжения. И здесь труд – духовный труд. Но этот труд очень быстро возвращается сторицей. А ты только удивляешься: как это жизнь у меня меняется! А меняется она очень просто – Господь начинает участвовать в твоей жизни по твоей же просьбе. 



Друзья мои, и нет тут ничего нового: "надо впахивать" и в жизни мирской, и в жизни духовной. Впахивать надо и в изучении английского языка, и в познании основ православия, и во взращивании хлеба, и в рождении детей.
А жизненные уроки, как мы все знаем, нам бывают впрок только те, за которые мы платим высокую цену. Вот и получается, что в храм пойти - это не про отдых, это про серьёзную работу. И работа эта, в первую очередь, над самим собой.


©Беседовала Марина Лаптева-Бекаева    

Ещё больше историй об интересных тольяттинцах в рубрике "Наши люди!"