Полина Золотова: "Моя задача - научить ребенка не попадать в опасные ситуации"

Полина Золотова: "Моя задача - научить ребенка не попадать в опасные ситуации"


Полина Золотова: "Моя задача - научить ребенка не попадать в опасные ситуации" 27.12.2018

Это была моя первая встреча с Полиной Золотовой, руководителем единственной Школы безопасности в Тольятти "Стоп-Угроза". Разговор сразу пошел не по плану - с первых минут беседы всплыло очень много интересных тем, которые выходили за рамки одного интервью. Но, мною было записано всё, чтобы потом рассказать вам.

Признаюсь, разговор с Полиной был для меня непростым. В моей голове один за другим рушились стереотипы. Я понимала, что за пределами дома детей подстерегают опасности, о которых я даже не подозревала. И уроки моего отрочества для современных подростков будут просто неактуальны.

Как научить детей распознавать опасность? Как научить противостоять похитителю? Что происходит в подростковой среде? Как детям понимать, что перед ними преступник? Как? Что делать, если?...   

Очень много у меня вопросов по детской безопасности. Но на некоторые ответ я получила. Не буду забегать вперёд, читайте сами.

 

Полина, как Вы начали учить детей безопасности? почему именно такой выбор?

Это, пожалуй, очень женское решение. Я мама трёх дочерей и уже бабушка. И меня, как маму, тема безопасности моих дочерей начала волновать давно. Моя старшая дочь живёт в Америке. Там есть, на мой взгляд, очень полезный сервис. Когда ты покупаешь дом, то у тебя есть информация о соседях которые когда-то были осуждены за насилие в отношении детей: отбывшие заключение, кастрированные и прочее. То есть ты имеешь представление, кто и в каком районе для ребёнка может представлять хотя бы потенциальную опасность. России мы такой информации не имеем.

Естественно, я стала узнавать: где могут научить моих детей безопасному поведению. Секций по самообороне и борьбе много. Но это уже тесный контакт. Я же хотела, чтобы мои девочки умели не доводить ситуацию до того, что потребуется уже защищать себя, образно говоря, в ближнем бою.

И Вы нашли в Тольятти школу Стоп-Угроза?

Нет. Самое смешное, что ни в Тольятти, ни в Самаре, ни в Казани я вообще ничего не нашла. Ни одного центра, ни одного тренера, который бы качественно учил детей личной безопасности. И Школы Стоп-угроза в Тольятти не было. Я вышла на руководителя Лия Шарову, и мы открыли филиал в Тольятти. Вот такой путь.

А как же Лиза Алерт?

Лиза Алерт - это поисковики. Они занимаются поисками уже пропавших людей. Для этого они имеют знания, опыт и технику, вплоть до авиации. Моя же задача сделать так, чтобы ребёнок не оказался в списках пропавших.

Безопасность - это одна из базисных потребностей.

Конечно, давайте вспомним Пирамиду Маслоу. Пока не удовлетворены базовые потребности, человеку просто не интересны вышестоящие. А мы встречаем иное: дети ходят на английский, на танцы, на ментальную арифметику, на лыжи - а как не стать жертвой похитителя не знает ни сам ребёнок, ни его родители.

Какой принцип в занятиях в Школе Стоп-Угроза?

За 1,5 часа тренинга мы мягко и без запугивания меняем убеждения ребёнка со старых на новые. Исключительно на положительной волне мы закрепляем у ребенка новые навыки. Причём, эти навыки не механические. Ребёнок четко осознаёт почему в этой ситуации эффективнее действовать именно так, а не иначе. Второе, и это принципиально, мы раздаём родителям методички и рассказываем, что ребёнок теперь знает и умеет, и как теперь по этой методичке нужно продолжать работу с ребёнком.

Полина, а почему так принципиальна работа с родителями? Неужели родители не знают, что садиться к незнакомцу в машину может быть опасно?

Как вы думаете, почему дети часто не слушают родителей? Потому что мы не так часто разговариваем со своими детьми, а уж если это и делаем, то проводим целые лекции. Наше “обучение” мы, родители, как правило, проводим довольно эмоционально и назидательным тоном. И это объяснимо - мы переживаем. Вот только ребёнок напрочь отказывается воспринимать информацию, которая подаётся таким способом. А в методичке Стоп-Угроза мы учим родителей, как вкраплять эти знания правильно, не в лоб.

То есть после тренинга работа будет продолжаться и дома?

Конечно, ведь у каждого ребенка есть свои барьеры и комплексы. Скорректировать их все на групповом тренинге за 1,5 часа невозможно.

А вы помогаете родителям скорректировать поведение ребёнка?

Давайте начнём с того, что у ребёнка не возникает стереотипов мышления из ниоткуда. Он растёт в определённой семье, смотрит определённые мультфильмы, и родители читают ему определённые книги. Среда, в которой растёт ребенок, создана именно родителями. И эта среда прививает ребёнку свои стереотипы мышления. Поэтому важно работать с первоисточником - родителями. Вы знаете как выглядит преступник, сможете его узнать в толпе?

Конечно, не узнаю. Преступники стараются не привлекать к себе внимания. У них же не написано на лбу: “Здравствуйте, я преступник, я хочу вас убить и ограбить”.

Совершенно верно. Для нас, взрослых, это очевидно. А в голове ребёнка преступник, почти всегда, злой дядька и, возможно, в чёрных очках. Ребёнок поверит приятному и вежливому мужчине, женщине или другому ребёнку ( а есть и такие случаи, когда преступники действуют в сговоре с другими детьми). И тренеры СтопУгрозы выводят образ преступника за рамки стереотипов. Задача родителей после тренинга не вернуть тот “старый образ” в детские головы, а поддерживать новый, который больше похож на реальность.

Каким образом родители могут корректировать поведение ребёнка?

Например, вы знаете, что ваш ребёнок не может (стесняется или боится) просить о помощи. Вы приходите с ребёнком, например, в торговый центр и рассказываете: у кого нужно просить о помощи, как это правильно делать. А потом отправляете ребёнка спросить: где находится туалет - у охраны или у кассира. Главное - ребёнок идёт один здесь и сейчас в реальных условиях жизни. А вы, родитель, наблюдаете в стороне, как ваш ребенок перебарывает себя, свои страхи и комплексы и идёт-таки просить о помощи. Возможно, когда-нибудь именно этот навык спасёт ему жизнь.


Полина, с детьми какого возраста Вы работаете?

Мы работаем с детьми от 6-ти лет и старше. А малышам это и не актуально. Ведь, до 6-ти лет ребёнок всё время находится с родителями: гуляют во дворе с родителями, в сад идут с родителями.  

Есть ли Стоп-Угрозе тренинги для родителей? Ведь многие взрослые и не подозревают о реальных опасностях, которые могут подстерегать не только больших, но и маленьких детей.

Да, у нас есть семинары для родителей. Причём, есть и общие семинары по безопасности, и отдельные семинары: по защите от похитителей, по безопасности девушек или “стоп наркотик”. Для родителей наши семинары важны ещё по одной причине. Допустим, ребенок прошёл тренинг “Стоп наркотик” и возвращается домой. А дома у родителей в голове старые, возможно, неэффективные установки или установки, не имеющие ничего общего с реальностью. И что происходит? Этот росток, который мы посадили в сознании ребёнка, просто гибнет. Задача родителей - быть с нами в одной упряжке и транслировать ребёнку одну и ту же информацию.

Полина, а что это за старые установки?

Например, на тренинге “Стоп наркотик” мы говорим: даже однократный приём наркотиков вызывает привыкание. Это понятно всем. Общество давно поняло и приняло, что наркотики - это смерть, общество это и транслирует. 

А что алкоголь? Посмотрите, на детское шампанское. В физиологическом плане оно абсолютно безвредно для ребенка. Но! Дети в этой невинной шалости уже “как взрослые” - пьют шампанское. Им доступны физиологически безопасные атрибуты “взрослости”. И в детских головах формируется лояльное отношение к алкоголю. Это что касается детей.

Подростки. Понятно, что подростки не будут ждать совершеннолетия, чтобы начать пробовать алкоголь. Понятно, что будут и квартирники, и вечеринки. Поэтому, на тренинге “Стоп наркотик” подросткам мы говорим, что алкоголь - это такой же яд, как и, например, героин. 

И вот ребёнок после тренинга возвращается домой. А дома папа или мама вечерком "с устатку" потягивают бутылочку крафтового пивка: “Что ты, сынок, это же одна бутылочка всего! И потом, алкоголь - это не наркотики”.  И всё. На этом вся наша работа множится на ноль.

То есть, вы призываете родителей “дуть с вами в одну дудку”?

Да. После тренинга мы рассказываем родителям, какие понятия мы заменили, что нового узнали дети. Многие родители в своей жизни не сталкивались ни с наркотиками, ни с похищениями, ни с подростковыми группировками, и как себя вести в этих ситуациях они просто не знают.

Понимаете, практически, 100% подростков уверены, что родители будут больше печалиться о похищенном телефоне, чем о сломанной руке своего ребёнка. И многие дети готовы биться до последнего за свои телефоны и мелочь в кармане. То же самое касается одежды: дети боятся падать на землю, когда их пытаются похитить, боятся отбиваться, ведь тогда может испачкаться или порваться одежда. Звучит абсурдно, но это правда. И мы пытаемся убедить ребёнка что главное - твоя жизнь, а не чистая одежда или телефон - и мама тоже так думает. 

Просто революция какая-то.

Да, у детей искренний вопрос: а что меня мама, правда, не будет ругать, если я упаду на землю? Мы говорим: "Главное, что ты останешься жив, пусть в грязной одежде, зато жив".

Да, именно поэтому важно, чтобы родители знали о тех понятиях, которые мы даём детям. Нужно менять сознание всей семьи. Нужно, чтобы люди думали о собственной безопасности не только, когда СМИ шумят, а каждый день.


А какие бывают заблуждения у детей в отношении своей безопасности?

Самое распространённое: если я увижу преступника, я его узнаю. 

Ещё: многие дети уверены, что если с ним разговаривает взрослый, значит нужно слушать. Кричать - это плохо, падать на землю - испачкаешься. И мы сами воспитываем детей социально удобными: не кричи в парке - это неприлично, будь вежлив со старшими - слушай, не пачкай одежду - так поступают неряхи. Вот только мы не говорим детям, что всё это становится неважным, когда появляется угроза жизни и здоровью.

На чём могут сыграть похитители?

Не все похитители действуют как добряки (пойдём, поможешь мне достать щенка), некоторые используют банальный наезд: “Ты зачем моего Серёжку вчера толкнул! Я видел! Ну-ка, пошли!”

Или, например, похитители могут просить о помощи:  “Я с девушкой поругался, сходи отнеси ей букет. Вот тебе 500 рублей - поднимись на этаж!" Ребёнок поднимается на этаж, а там уже другие люди и другие обстоятельства. Или просят помочь донести детские вещи: коляску, кроватку. Все эти примеры из практики - так похищают детей.

Нужно чётко осознавать одно: ни один взрослый не будет просить о помощи ребёнка! Никогда и ни при каких обстоятельствах. Взрослый попросит о помощи другого взрослого или спецслужбы. Это принять за аксиому и научить этому своих детей. Никакого спасения щенков, разгрузки и прочего.

Полина, какие места могут быть потенциально опасны для детей?

Первое - гаражи. Да, это мы понимаем, что там опасно, но дети и подростки очень часто там прячутся и играют. А в гаражах может быть всё, что угодно от обычных наркоманов до стаи бродячих собак.

Второе, как это ни странно, сама школа. Особенно для первоклассников. Дети порой по полгода не знают, как выглядят родители одноклассников, а значит любой мужчина может представиться папой одноклассника, допустим, Серёжки Иванова и войти в доверие к ребёнку. Дальше - фантазируйте сами, что может быть. Надеяться на то, что школа будет обеспечивать защиту ребёнка от всех бед не приходится. У школы совершенно другая задача. Поэтому, забота о безопасности детей ложится только на плечи родителей.

Какие опасности могут быть в подростковой среде?

Самое простое: кто-то кому-то задолжал денег - поставили на счётчик. Не можешь отдать - приведи подружку. И тогда уже подросток начинает правдами-неправдами зазывать подружку пойти куда-то: занести учебник, навестить кого-то. Здесь наша задача: научить потенциальную жертву распознать обман и противостоять. Здесь достаточно сказать: “Иди отдай учебник, я тебя подожду на скамейке”. И чем больше девочку пытаются затащить в квартиру всякими уловками, тем сильнее девочке стоит держаться за эту скамейку, а лучше - быстро уйти.

Также на тренингах мы учим подростков не пить напитки из открытых бутылок. Допустим, ты приходишь на вечеринку позже всех, посмотри сначала: пьют ли другие эти напитки. И дело не в алкоголе. Это может быть и лимонад, и сок. 

Что может быть: в напиток подсыпано какое-то вещество, и ты начинаешь себя неадекватно вести (скакать голышом по подоконнику, танцевать дикие пляски и прочее). Ну, а на утро ты звезда ютуба.

Звучит шокирующе.

Согласна. Но когда я спрашивала подростков на тренингах: “Возможно ли в вашей компании такое?” - мне подростки отвечали: “Вполне”. Это всё из практики.    

Полина, многие родители могут возразить, мол, мой ребёнок ходит на карате, и он сможет себя защитить. Что Вы на это скажете?

Во-первых, не все дети способны овладеть единоборствами. Во-вторых, каратист даст отпор, когда его уже будут хватать. А вот чтобы интеллектуально обойти опасную ситуацию, на карате не учат. Этому учат на тренингах безопасности.

Какие есть простые способы, чтобы не попасть под влияние преступника?

Если ты идёшь по улице и с тобой пытается заговорить человек, с которым ты не хочешь разговаривать, достаточно проигнорировать и пройти мимо. Ты имеешь на это право. Ещё раз: не отвечаем и проходим мимо не сбавляя скорости.

Почему важно не заговаривать? Это первый контакт, за который преступник сможет зацепиться, нащупать мягкие точки и потом, надавив на них, получить желаемое.

Если человек не оставляет попыток заговорить, ты проходишь не останавливаясь и отрицательно мотаешь головой. Этим ты активно покажешь, что не желаешь контактировать.

Но человек не оставляет попыток заговорить. Тогда ты отвечаешь ему: “Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!” - и уходишь.

Если человек догоняет тебя, ты говоришь: “Если вы не отойдёте, я закричу!” Дальше, в зависимости от ситуации: человек не уходит  - кричите.

Если незнакомец схватил тебя и пытается увести нужно упасть на землю мешком. Как это? Резко присесть и перекатиться на спину. Что это даёт? У тебя освобождаются руки и ноги. И тут ты орёшь как можно громче и отбиваешься, как можно сильнее. Нет никакого значения: что ты при этом порвёшь, что ты при этом потеряешь. Ты защищаешь свою жизнь.

Важный момент! Кричать нужно не обращаясь к обидчику. То есть, не нужно кричать: “Эй, урод, отойди от меня!” - потому что со стороны это выглядит как обычная семейная сцена: ребёнок что-то не поделил со своим родителей и пытается добиться своего.

Если ты зовёшь на помощь, то нужно обращаться к прохожим: “Я не знаю этого человека! Помогите! Меня пытаются похитить! Вызовите полицию!”


И на тренингах вы отрабатываете все эти этапы?

Да. С каждым ребенком поэтапно прорабатываем. И учим как правильно падать мешком, как кричать. Еще мы отрабатываем один важный момент. У меня есть список фраз, которым я пытаюсь остановить ребенка. Задача ребёнка - не остановиться и пройти мимо, что бы я не сказала. Очень часто дети останавливаются и слушают. И это даёт похитителю карт-бланш - он начинает подбирать отмычки. И будьте уверены, эти отмычки будут подобраны - похитители очень хорошие психологи.

Часто дети рассказывают родителям, что было на тренингах?

Мы просим, чтобы они рассказывали родителям то, чему они научились на тренинге. А если родители и на наш семинар потом приходят, то у них в голове складывается полная картина. На семинарах для родителей мы делимся и нашей статистикой. Так что родители окунаются в реалии с головой и для многих реалии оказываются шокирующими. 

Мы проговорили два с половиной часа. Часть разговора осталась за кадром, другая часть - легла в основу новых бесед. Могу вам, дорогие читатели, обещать одно: с Полиной мы будем встречаться и разговаривать регулярно, а итогом наших встреч будут новые публикации. 

Впрочем, Полина Золотова часто участвует со своими мастер-классами на праздниках, который устраивает наш портал - Детский Городок. Так что, друзья, следите за новостями и вы не пропустите новые тренинги школы  безопасности "Стоп Угроза"


©Беседовала Марина Лаптева-Бекаева