Ксения Ирица: "Мы даём понять детям, что учиться - это интересно, увлекательно и легко".

Ксения Ирица: "Мы даём понять детям, что учиться - это интересно, увлекательно и легко".


Ксения Ирица: "Мы даём понять детям, что учиться - это интересно, увлекательно и легко". 07.11.2018


Часто, наблюдая за своими детьми, мы видим, как "заряженные на учёбу первоклассники" через полгода откровенно скучают на уроках. Учёба перестаёт быть интересной для ребят. Кто-то слушает вполуха, кто-то думает о своём, кто-то рожицы на полях рисует. А учитель требует результата. Родители хотят видеть в дневнике хорошие оценки. Нормальное желание у родителей, вы согласны? 

И потом ОГЭ, ЕГЭ... Как сдавать экзамены, если у ребёнка тут и там пробелы? Оказывается, можно пройти, например, весь курс русского языка за 12 дней. 

А у многих детей наблюдаются и проблемы с почерком. Как его исправить? Или это непосильная задача?

Сегодня на эти и другие, волнующие родителей вопросы, ответит Ксения Николаевна Ирица социальный педагог-практический психолог, соучредитель и руководитель “Образовательной мастерской Ирица”. А самых внимательных читателей ждёт сюрприз. Какой? Прочитав интервью с Ксенией Николаевной внимательно, вы всё поймёте. 
разделитель.jpg
- Ксения, расскажите, чем занимается Образовательная мастерская «Ирица».

- Образовательная мастерская ведет свою работу в Севастополе уже более 6 лет. Сейчас совместно с руководством Центра развития мозга, который нас пригласил, и будет нашим представителем, мы планируем открыть филиал в Тольятти. В рамках нашей мастерской есть целый ряд курсов. Например, “Русский язык за 12 дней”. Всё, что дети учат по русскому языку в школе с 1 по 11 класс, они проходят в нашем центре за 12 дней, с эффектом полного погружения. Мы собрали под одной крышей уникальные методики, некоторые из них вошли в книгу рекордов планеты. Например, по русскому языку. Сейчас как раз идёт набор в группы.

- Кто автор этой методики?

- Автор методики Зотова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, академик, профессор.

- Возникает закономерный вопрос: если эта методика настолько действенна и уникальна, почему её не применяют в школах?

- Этот вопрос задают нам всегда, но, к сожалению, не по адресу. Понимаете, образование, это огромная система, которая живёт по своим законам. И кардинальные изменения, конечно, провести непросто. Наша цель не менять систему образования. Тем более, что школа - это часть социума. Наша задача - научить наших детей успешно функционировать в этом социуме.

- Мы часто слышим: «Мой ребёнок не хочет учиться?» Почему это происходит?

- Начнём с того, что наши дети не любят и не умеют эффективно учиться. Дело в том, что еще в царской России была запущена классно-урочная оценочная система, которая не сильно изменилась в наши дни. Просто представьте, что школьная программа была была придумана в конце 20-х, начале 30-х годов прошлого века! Она, мягко выражаясь, немного изжила себя. Те инструменты, которые работали много лет назад, сегодня не работают. И как результат, дети просто не умеют учиться, не умеют добывать высокие баллы и получать удовольствие от образовательного процесса. От этого у них падает мотивация, и учиться им совершенно не хочется. Именно поэтому мы на своих занятиях стремимся снять, как говорит наш руководитель – Юрий Витальевич, “рвотный рефлекс на парту”.

- Отчего же у первоклашек пропадает мотивация к учёбе?

- На самом деле причин здесь много. Во-первых: когда ребёнок приходит в первый класс, он больше напоминает комбайн с максимальным набором функций, которые так тщательно вкладывали родители на протяжении нескольких лет подготовки к школе. Умеет: читать, писать, считать и впитывает все как губка. А теперь угадайте чем он будет заниматься на протяжении первого года обучения в школе? Правильно, учиться читать, писать, считать… И, буквально, через полгода энтузиазм пропадает. Детям становится скучно. Ведь они это всё уже умеют.

Во-вторых: у большинства детей в этом возрасте всё ещё доминирует игровая деятельность. Однако, почти все взрослые уверены, что у ребёнка где-то есть тайная кнопка, нажав которую 1 сентября, сразу включится учебная деятельность. Конечно же, этого не происходит.

Поэтому, на наших занятиях, одна из главных целей - снять у детей школьное напряжение и создать благоприятную учебную атмосферу. Мы даём понять детям, что учиться - это интересно, увлекательно и легко.


- Ксения, чем уникальны занятия в Вашей Образовательной мастерской?

Во-первых, если детям раньше что-то было непонятно в течение семи-девяти лет школы, и они приходят к нам на курс, допустим, математики, то после курса в 30 уроков у многих такой восторг: “Да ладно! Не может быть, чтоб так всё просто!” Да, максимальный, ощутимый результат за короткий промежуток времени. Вот что мотивирует по-настоящему.

Во-вторых, ребенок попадает в атмосферу принятия и своего собственного успеха. Он понимает, что у него что-то начинает получаться, чувствует себя успешным, и тогда его в образовательном процессе просто не остановить. И конечно, эта мотивация начинает распространяться также и на остальные школьные предметы. Ребёнок получил знания, и ему теперь важно, чтобы его оценили.

- Как складывается школьная жизнь ребенка после окончания курса?

- Ребёнок, например за 12 дней прошел какой-то курс, получил новые знания и навыки, естественно, ему хочется блеснуть в школе и показать свои знания учителю. К сожалению, с этим не всегда гладко. И проблема не в том, что учитель плохой. Так работает наш мозг. Весь предыдущий педагогический опыт учителя говорит, что это невозможно! Ведь он учил этого ребенка и знает его давно, а с подобным явлением раньше не сталкивался.

- В чём заключается Ваш комплексный подход к обучению?

- Например, занятия по коррекции почерка. Почерк - это не результат работы руки, это результат работы мозга. В этом курсе мы отрабатываем всё, что связано с речью, как устной, так и письменной. Отрабатываем всё, что связано с мелкой моторикой, памятью, логическим мышлением. И делаем это в увлекательной форме через игры.

- Например?

- Например, игра найди 10 отличий. Помимо концентрации внимания, ребёнок должен не только понять, но и четко озвучить, в чём заключаются отличия и где они находятся в пространстве.

- Неужели есть проблемы с озвучиванием?

- Речь современных детей, особенно тех, которые погрузились в девайсы, выглядит примерно так: “Ну, там, это, короче, такая штука, которая как бы...” Всё, приехали.

И когда я раздаю картинки, а девятиклассник на мой вопрос: “В чем отличия”, - мне тычет пальцем в картинку и говорит: “Вот тут”, - мы начинаем учиться правильно и грамотно формулировать ответ. “На верхней картинке, у зайца, который справа от… и так далее”, - то есть дополнительно мы включаем и пространственное восприятие. Так дети учатся грамотно и правильно формулировать свои мысли. Этот навык, помогает хорошо отвечать на вопросы у доски на других школьных уроках. Так что, коррекция почерка - это, в первую очередь, про мозг.

- С 6 лет уже можно обращаться в вашу образовательную мастерскую?

- Да, уже можно. Сейчас планируем запускать курс по подготовке к школе. Который будет вести педагог, детский психолог, логопед и художник в одном лице. Как раз для того, чтобы вовремя проводить диагностику, коррекцию и профилактику подобных нарушений. Конечно же вопрос кадров, как всегда стоит самым острым образом. 11 педагогов, которые сейчас работают в Севастополе мы искали 6 лет.

- А в чем проблема? Нет достойных учителей?

- Замечательных педагогов много. Здесь сложность в чём, если педагог проработал в школе, у него складываются определенные стереотипы и модели поведения. И многие учителя по русскому языку, филологи говорят, что русский за 12 дней - этого не может быть. И если учитель, проработавший в школе, не может стать в позицию ученика, а отучившись, поверить, что русский за 12 дней - реальность, то как он может научить ребёнка? Вот в этом сложность. Предыдущий опыт, о котором мы уже говорили ранее играет с нами злую шутку. Знаете, это из серии «Они не знали что это невозможно, поэтому у них получилось»

- А как вы планируете готовить педагогов для тольяттинского отделения вашей мастерской?

- Мы уже ведём работу. Каждый раз приезжая в Ваш город с новым курсом, обучаем педагогов. К стати, очень хорошие результаты самостоятельной работы показывает уже обученный специалист по коррекции почерка в Тольятти.

- Как вы перековываете обычных педагогов в тех, кто преподаёт в вашей мастерской?

- Перековываем – это очень громко сказано! На самом деле, требований не так много: постоянная готовность и желание учиться, любовь к детям и своей профессии. Особенно много работы летом, когда из разных регионов России съезжаются дети. Географическое расположение содействует совмещению приятного с полезным: и учиться, и отдыхать. Получая результат, приходится слышать: “Как бы было здорово, если бы ваш центр был бы и у нас в городе”. Мы в свою очередь всегда готовы сотрудничать. Как правило, кто-то из инициативных родителей собирает группу у себя в городе. Мы приезжаем и проводим. Так и рождаются филиалы.

- Кто в основном приходит на “Русский язык за 12 дней”, дети или взрослые?

- Чаще всего дети от 5-го класса и старше.

- А пятикласснику дается информация с первого по 5-й класс, или старше? Вместе с деепричастными оборотами?

- Пятикласснику даётся всё. В этом возрасте, объясняя материал последовательно и систематизировано ребенок уже в состоянии его понимать и с легкостью применять.

- А когда этот пятиклассник вернётся потом в школу, ему не будет скучно на уроках русского языка?

- Ему будет интересно по нескольким причинам. Первое, у ребёнка всегда будет возможность сверкнуть своими знаниями. Второе, мы даём базу, основу, а вариации, в плане упражнений, это набивание руки на одну и ту же тему. Поэтому с определенной новизной дети будут сталкиваться всегда. Только уже без стресса и непонимания.

- Как долго держится эффект от ваших курсов? Или достаточно пройти один раз?

- Здесь всё зависит от многих факторов. Первое - школьный педагог. Ребенок попал к нам, он изменился. Но вернётся в ту же среду, откуда и пришел. Та же семья и тот же класс. Отсюда вопрос, способна ли среда во главе с учителем и родителем принять его в новом статусе «успешного ученика» или нет. На учителя мы не можем повлиять, и здесь, как говорится, повезёт-не повезёт, все зависит от личности педагога, а вот на родителя можем. Поэтому необходимо постоянное взаимодействие с родителями. Для этого у нас есть специальный родительский курс, с помощью которого родители становятся союзниками детей и грамотно поддерживают их в образовательном процессе.

Мы даём рекомендации родителям, как взаимодействовать со школой не в интересах системы, а в интересах самого ребенка. Если же ситуация совсем грустная, мы рекомендуем менять школу и начать формировать о себе как об успешном ученике правильное представление.

- А бывали критичные ситуации?

- Увы, но чаще, чем хотелось бы.

- Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ?

- Здесь важно два момента. Первое - обладать знаниями. Второе - решать экзаменационные варианты и просто набивать руку, чтобы ушел страх и волнение перед этим процессом.

- Как на ваш взгляд, отражают ли результаты ЕГЭ уровень знаний?

- Думаю, что не всегда. Здесь же немаловажна стрессовая составляющая. Нашим детям прививают, что если не сдать ЕГЭ, всё – конец жизни. Подобный страх формируется несколько лет. В результате, некоторые, открывая билеты, прямо на экзамене просто теряют сознание. Особенно те, на поступление которых родители делают большую ставку.

- То есть, для успешной сдачи ЕГЭ не обойтись без репетира?

- Вот смотрите, кто такой репетитор? В переводе с английского «repeat”– это повторение. То есть, репетитор занимается тем, что повторяет с ребёнком то, что ребёнок проходил в школе. Иными словами, репетитор – это такой же школьный учитель, благо если хоть из другой школы. Причем, он, как правило, обладает теми же методиками, знаниями и подходами которые применяет в школе. А еще хуже, если это тот же учитель, который ведет этот предмет ребенку в школе. А что делать маме? Есть, например, двойка по математике, и есть учитель, который ее ставит. Выбор мамы вполне логичен)

- А тут, о чудо, учитель откуда-то достаёт досточку с пластилином и спицами и начинает объяснять стереометрию в пространстве?

- О, если бы так! Очень часто, занимаясь целый год с репетитором, родителю становится понятно, что у ребенка будет трояк в конце года. Я не говорю, что плохие педагоги, нет. Или ребенок глупый. Просто стечение определенных факторов привело к такому результату. С учетом сложившихся обстоятельств, многие педагоги стараются как могут. И да, у многих получается. Это настоящие специалисты. Но, к сожалению, встречаются и такие, которые в конце года просто разводят руками и ставят ребенку натянутую четверочку. А эта четверочка стоит очень дорого. Вопрос не только в деньгах, которые на протяжении года уходили из семейного бюджета. В затраты стоит добавить драгоценное время, которое отнято у детства ребенка и прибавлено к неэффективным занятиям.

Есть еще один момент. Ребёнок, занимаясь с репетитором, подтянул свои знания, но он привык взаимодействовать с учителем один на один. И приходя в класс, в коллектив, ребенок не в состоянии выдать их, потому что он привык к общению с учителем один на один. Ответ у доски – работа перед группой, экзамен – тоже. Институт – коллектив. На работе - коллектив. Всю жизнь мы в коллективе. А этот ребёнок не умеет в коллективе, мы много лет, будучи родителями учили его отвечать один на один.

- То есть занятия с репетитором – это тепличные условия, к которым ребенок привыкает?

- На мой субъективный взгляд, да. И это неоправданно.

- Правильно я понимаю, если провисает какая-то тема, например, дроби, можно прийти на ваш курс по математике и подтянуться для сдачи ОГЭ? Или всё же точечно подтягивать темы с репетитором?

- Люди настороженно принимают все новое. Это сейчас в Крыму нас знают, и к нам идут. А когда мы только-только начинали, было очень тяжело. Да и сами родители пока сами не попробовали, друг другу говорили, что наши методики это что-то нереальное. Понимаете, нам проще действовать старыми методами, шагать протоптанной дорожкой. У ребёнка трояк - Марья Ивановна надавила, и мама нашла репетитора, особо не вникая в педагогические тонкости. Нашла репетитора и поставила себе галочку: задача решена, долг выполнен. А результат?

Если родитель приходит к нам и говорит, что нужно сдавать ЕГЭ, первое что мы делаем – тестируем ребенка. Мы смотрим, что у ребенка в принципе с математикой. Ведь весь стержень математического мышления закладывается в начальной школе. И часто бывает, что именно там большой провал. Сначала мы восполняем пробелы в знаниях предыдущих лет, а уже потом переходим к основной подготовке к ЕГЭ. 

- У вас какой-то стандартный блок занятий по подготовке к ЕГЭ, или же вы подстраиваетесь под каждого ребенка?

- Если брать на примере математики, то блок поделен на 4 курса: первый курс 1-4 класс, второй курс 5-6 класс, третий курс 7-9 класс, четвертый курс 10-11 класс. Каждый курс состоит из 30 учебных часов. После того как мы уверены, что ребенок ориентируется во всех темах, предусмотренных программой, есть смысл набивать руку на самих вариантах ЕГЭ дома или у нас в центре.

- То есть решение экзаменационных заданий ребенок может делать сам? А как же контроль?

- Да, ребенок может решать сам, а на проверку ответы присылать по мессенджеру, если есть мотивация своя, внутренняя, а не наша из-под палки. А может приходить к нам, где всегда есть педагог, который поможет разобраться в той или иной формулировке вопроса в задании. И вот здесь кому-то нужно всего 10 занятий, чтобы щелкать задания как орешки, а кому-то необходимо ходить целый год, чтобы подготовиться к экзаменам. В этом плане – индивидуально, а вот курсы – стандартное количество часов.


- Кому нужен курс по коррекции почерка?

- Всем тем, кто пишет неразборчиво, и это вызывает трудности в обучении и снижение отметок в школе. Всем, кому необходимо сдавать ЕГЭ или ОГЭ, так как часть экзаменационной работы проверяет не человек, а компьютер. Поэтому, если, при написании строчной буквы «а», немного не дотянуть, то сканер распознает ответ не как «а», а как «и». А это уже ошибка, и никто не будет потом разбираться в твоем неразборчивом почерке.

Кроме старшеклассников мы приглашаем детей младших классов, которые потеряли мотивацию в учебе. Но только после 2 класса. Постановка руки и обучение письму требует совсем другой работы. В процессе занятия за короткий промежуток времени дети делают успехи и видят их. Вот тут рождается мотивация, и тогда хотят учиться еще и ещё.

- На чем основаны занятия по коррекции почерка?

- Это определенный алгоритм действий, который приводит к результату. Все буквы нашего алфавита состоят их элементов. Комбинируя их по разному, мы получаем разные буквы, обязательно отрывая руку между элементами при написании. Такое поэлементное письмо детям очень нравится. Вместе разбираем какие буквы при каких комбинациях получаются.

- Как в школе: палочки крючочки?

- Не совсем. Современная школа учит детей безотрывному письму.

-Когда это началось?

- Сравнительно недавно. С того времени, когда ушли перьевые ручки, и пришли шариковые. Когда учились в школе наши родители, они писали перьевыми ручками. Движения руки были совсем другие – ритмичные. А сейчас письмо безотрывное, при котором рука несколько раз ведет в одном и том же месте буквы. В лучшем случае, это грязь. В худшем – некорректные соединения и нечитабельное письмо.

Наш принцип коррекции почерка основан на отрывном письме. Во-первых, рука должна отдыхать. Во-вторых, письмо становится разборчивым. В-третьих, безотрывное письмо сбивает сердечный ритм. Если вы замечали, перед началом письма ребенок набирает воздух в легкие, задерживает и пошел строчить.

Еще мы делаем пальчиковую гимнастику грецкими орехами. Крутим в правой и левой руке сначала вправо, потом влево.

- Что это даёт?

- Во-первых, мелкая моторика. Во-вторых, за счет того, что мы крутим сначала правой, потом левой рукой, и в разные стороны, развивается правое и левое полушарие. Также это упражнение способствует формированию новых нейронных связей в коре мозга и хорошо массирует руку. 2 грецких ореха ничего не стоят. Есть свободное время – крутим орешки.

разделитель.jpg

Оказывается, многие проблемы с учёбой решаемы. Главное, вернуть ребёнку желание исследовать, узнавать новое, открывать для себя непознанное. Ведь любопытство - это здоровое состояние ребёнка. Особенно того, чьи родители любознательны и пытливы. А вот и бонус самым внимательным и любопытным читателям. Наши друзья, Центр развития мозга, дарят сертификат на 1 000 рублей тем, кто при записи на курсы Образовательной мастерской "Ирица" назовёт кодовое слово: "Городок".     

Похоже, Образовательная мастерская "Ирица" успешно возвращает детям потерянный дух исследователя. А если вы сомневаетесь в эффективности, так лучше убедится лично, чем потом жалеть об упущенном. Тем более, что мастерская регулярно проводит бесплатные пробные занятия и мастер-классы. Следите за новостями в группе Образовательной мастерской "Ирица" и за анонсами в нашей Афише.     


©Беседовала Марина Лаптева-Бекаева