Нейропсихолог — модный специалист или необходимый помощник детям?

Сегодня многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и поведении. Но далеко не всегда они связаны с какими-либо нарушениями или отклонениями в их развитии. Бывает, родители и специалисты тратят много времени и сил на занятия с ребенком, но толку никакого.
У вас был и психолог, и логопед, и педагог с дефектологом, однако, даже к окончанию начальной школы сын или дочка отстают от своих сверстников?
Учеба дается с трудом?
Ребенок непонятно пишет?
Не воспринимает задания?
Читает ужасно и не может пересказать даже малюсенький рассказ?
Дело здесь не в качестве занятий и не в компетентности специалистов. Скорее всего, дело здесь в особенностях созревания головного мозга вашего ребенка.
Когда обращаться?
Можно предположить, что дошкольника надо показать нейропсихологу, если у мамы были сложные беременность и роды, а у крохи проблемы развития на первом году жизни. Кроме того, в случае если у малыша есть врожденные или хронические заболевания и в настоящее время наблюдаются повышенная утомляемость, трудности саморегуляции, гиперактивность. Скорее всего, у ребенка в ранние периоды развития не заложился необходимый «фундамент» для дальнейшей успешной деятельности и развития.
Эта проблема усугубляется еще тем, что сегодня по-прежнему в моде раннее развитие детей. На неокрепший психический фундамент мы, родители, начинаем «надстраивать» огромное здание в виде раннего (в 3-4 года) обучения математике, логике, грамоте, чтению и так далее.
Психика ребенка дает первую небольшую «трещину»: капризы, упадок сил, ранимость, частые заболевания. Затем при подготовке к школе и в начале школьного обучения мы, взрослые, продолжаем строить в этом неустойчивом здании всё новые и новые этажи, развивая учебные навыки, перегружая самой разной информацией и уделяя львиную долю нашего внимания развитию, в основном, исключительно интеллектуальному. Вместе с тем, из поля нашего зрения ускользают фоновые компоненты – темп деятельности, колебания работоспособности, утомляемость, тонус (не только мышечный, но и общее состояние активности-пассивности). Зачастую педагоги и родители начинают «бить тревогу», когда появляются значительные пробелы в освоении школьной программы. Назначаются дополнительные занятия, нанимаются репетиторы, организуются курсы скорочтения или развития логического мышления, в то время как проблема лежит в совершенно другой плоскости. Именно здесь может оказаться очень кстати помощь особого специалиста – нейропсихолога.
В каких случаях нужна помощь нейропсихолога?
Какие же проявления могут служить для родителей и других взрослых своего рода «сигналами» о том, что для эффективной помощи ребенку требуется нейропсихологическая диагностика и коррекция?
- трудности запоминания, воспроизведения и понимания устной или письменной речи;
- нарушения мелкой и крупной моторики;
- проблемы понимания грамматических конструкций речи, счёта, письма;
- повышенная утомляемость, истощаемость;
- гиперактивность, трудности самоорганизации;
- пропуски букв, слогов на письме и при чтении;
- колебания внимания и эмоционального фона;
- низкая помехоустойчивость;
- трудности ориентировки в заданиях, пространстве тетради и доски, сложности в следовании инструкции;
- тяжело сидеть за партой.
Специалист может сделать комплексную нейропсихологическую диагностику и выявить, в чем именно причина у ребенка учебных и поведенческих трудностей. Диагностика эта достаточно длительная и занимает от 40 минут до 1,5 часов.
Следует сразу отметить, что нейропсихологическая коррекция в любом её варианте – процесс довольно длительный (от 25 занятий) и требующий полноценного включения в него семьи. Это касается не только домашней отработки упражнений (что, безусловно, является необходимым), но и коррекции стиля взаимодействия с ребенком.
Записаться на тестирование к нейропсихологу в «Центр развития мозга» можно по телефону: +7 987442 9971 г. Тольятти, ул. Юбилейная 29, офис 201Б