Совместные закупки: модное явление или способ сэкономить?

Совместные закупки: модное явление или способ сэкономить?

Совместные закупки: модное явление или способ сэкономить? 18.01.2019


Многие люди пользуются таким благом маркетинга, как совместная покупка. Это немудрено, ведь основное преимущество коллективных покупок - сравнительно небольшая цена. Основными участниками совместных закупок являются молодые мамы. Совместные закупки для них настоящие палочки-выручалочки: ведь маме нужно в условиях ограниченного бюджета покупать детские товары много и часто.

На первый взгляд, совместные закупки - изобретение современности. И в России для совершения массовых покупок люди стали объединяться сравнительно недавно, с середины 2000-х годов. 

На самом деле идея подобной организации покупок возникла очень давно.

А дело было аж в 1860 году в Нью-Йорке. Основателю чайной компании Great Atlantic & Pacific Tea Company Джорджу Гилману пришла в голову гениальная мысль. Он разослал клиентам предложения организовывать среди своих соседей “клубы покупок”. В чём выгода? Такой клуб делал еженедельные совместные заказы чая и кофе, получая при этом хорошую скидку. А организаторы “клуба покупок” вознаграждались за свои усилия дополнительной упаковкой товара. Таким образом, и члены “клуба” имеют свою выгоду, и Джордж Гилман в очевидном профите.


Через 30 лет в той же Америке фирма Larkin объявила компанию “С фабрики - семье”. Фирма Larkin предлагала женщинам из небольших городков объединяться в “клубы Larkin” и закупать оптом мыло и домашнюю утварь. “Клубы Larkin” возглавлялись секретарями, которые формировали клуб из своих родственников и знакомых. Секретари собирали заказы и выкупали их у Larkin. За свою работу секретарь “клуба Larkin” получала скидки, подарки от компании, бонусы.


К началу XX века людям уже не требовались приглашения от продавцов. Покупатели США и Европы сами создавали клубы для совместных покупок. В основном, в клубы объединялись соседи по району для закупки продовольственных товаров. В этих клубах обязанности распределялись между участниками: одни вели учёт заказов, другие доставляли товар от поставщика, третьи развозили товар по домам.

Когда появился интернет, идея “клубов совместных покупок” вышла на новый уровень. В конце 1990-х годов в США появились сайты с групповыми покупками. Эти сайты были самыми обычными посредниками между поставщиком и покупателями групповой покупки. Посредник договаривался с поставщиками и предлагал покупателям каталоги товаров для покупки. Цена товара колебалась от количество участников закупки. Но, как только стали появляться интернет-магазины, сайты с групповыми покупками закрылись, не выдержав конкуренции.

Как и в любом глобальном экономическом процессе, в совместных закупках не обошлось без вклада Китая. Начиная с 2000-х годов люди на местных форумах  объединялись в группы, чтобы купить товар по оптовой цене. Такие объединения в Китае назывались “туангоу”. А с 2003-го года для туангоу начали появляться специальные сайты. Вот тогда совместные закупки в Китае начали принимать массовый характер.

Почему совместные покупки именно в Китае получили большую популярность? Во-первых, в Китае много людей, которые располагают скромным бюджетом и экономят на чём только можно. Во-вторых, в Китае много производителей и поставщиков самого разного товара. Ну и масштаб страны, сами понимаете, прибавляет развитию совместных закупок огромный импульс.

А что же Россия? Как и в Китае, в России движение совместных закупок началось с объединения знакомых и друзей на форумах. Объединялись для закупок молодые мамы. Позже, самые активные и инициативные участники закупок сами начали организовывать закупки на постоянной основе. А за свою работу брали небольшой процент.

В 2008 году почти каждый городской форум имел раздел с совместными покупками. Чуть позже начали появляться форумы, посвященные исключительно закупкам. Организаторы зарабатывали без вложений и особого риска, а покупатели не только экономили на оптимальных ценах, но и приобретали товар, который не продавался в широком доступе.

Сейчас совместные закупки проходят на сайтах, где информация о товарах представлена во всех подробностях. Всё больше людей пользуются этим инструментом - совместными закупками.

Кроме экономической выгоды, явление совместных закупок выполняет важную социальную функцию. Люди, общаясь на сайтах закупок, знакомятся, становятся друзьями, делятся опытом, оставляют честные отзывы о товарах, поставщиках и организаторах.            

Как же выглядит механизм коллективной покупки?

  • Во-первых, организатор открывает закупку и указывает условия участия, а участники закупки делают заказы.

  • Во-вторых, при наборе заказов на минимальную сумму выкупа товаров у поставщика, организатор закупки объявляет “Стоп закупки”. Организатор отправляет общий заказ поставщику для согласования наличия товара и ждёт счёт на оплату. До объявления “Стоп” покупатели могут менять товар, отказываться, делать дозаказ. Но после “Стоп” все движения по заказам прекращаются.

  • В-третьих, как только организатор получает счёт, он оплачивает его поставщику либо из своих средств, либо объявляет сроки сбора денег. Второй вариант расчётов встречается гораздо чаще.

  • И в-четвёртых, после оплаты счёта организатор доставляет товар в специальные центры раздач. Из этих центров покупатели забирают свои заказы самостоятельно.

Как складывается цена товара в совместных закупках?

Структура цены проста: оптовая стоимость товара, плюс организационный сбор, плюс транспортные расходы. Оптовую стоимость диктует поставщик. Организационный сбор устанавливает сам организатор совместной закупки. А транспортные расходы (при необходимости расходы на растаможку) делятся между участниками, как правило, пропорционально размерам заказа.

Каковы положительные стороны участия в совместных закупках?

  • В подавляющем большинстве случаев, низкая стоимость товара. Это достигается за счёт значительного сокращения пути товара от производителя до покупателя. А значит, покупателю не придётся переплачивать комиссии бесконечным посредникам, заложенные в розничную цену товара.

  • Широкий ассортимент товара. Это достигается за счёт работы организатора с большим количеством поставщиков.

  • Заказывать товар можно 24 часа в сутки из любого города и любого населенного пункта. А заказ через интернет существенно экономит время.

  • Отзывы на сайте позволяют покупателям убедиться в качестве товара и порядочности организатора.

  • Если организатор является физическим лицом, покупатель имеет меньше прав. Ведь  отношения организатора-физического лица с покупателем не регулируются Законом “О защите прав потребителя”.

Минусы участия в совместных закупках.

При оптовой закупке иногда поставщики оставляют за собой право поставить товар пересортом. Но об этом организаторы сообщают о них заранее. Иногда встречается и брак. Возможность возврата лучше обсуждать заранее.

Иногда у покупателя нет возможности убедиться в качестве товара и узнать его характеристики. Однако, такие случаи происходят все реже. Сегодня организаторы довольно подробно описывают все товарные характеристики.

Расчёт может проводиться неофициально, без чеков и иных подтверждающих документов. Все отношения строятся исключительно на доверии между организатором и участниками группы закупок.

Возможность мошенничества со стороны организатора возможно в виде кражи собранных средств. Некоторые недобросовестные продавцы могут вводить покупателей в заблуждение. Получив такую вещь, покупатель может разочароваться покупкой.

Ожидание товара может быть до нескольких недель.

Отказ заказчика от товара. В этом случае организатор должен выкупить товар самостоятельно, а потом и пристроить его.  

Как можно убедиться явлению "совместные закупки" не один десяток лет. А всё, что развивается эволюционно, подстраиваясь под рынок, редко бывает пустым делом. Если взвесить плюсы и минусы, то риски участия в совместных покупках не так уж и велики. А учитывая возможности сарафанного радио - сводятся к нулю.