Ученые выяснили, как гаджеты влияют на психику школьников

Ученые выяснили, как гаджеты влияют на психику школьников

Ученые выяснили, как гаджеты влияют на психику школьников Ученые выяснили, как гаджеты влияют на психику школьников


Ребенок не отлипает от гаджета и даже спит с ним в обнимку? Это может быть опасно. Как показало исследование ученых МГПУ, использование экранных гаджетов сверх меры может привести к задержкам в развитии речи, внимания, памяти и мышления школьников.

- Самые большие риски для развития детей связаны с экранными гаджетами, которые используются для развлечения, - цитирует РИА Новости руководителя исследовательского проекта, профессора Института педагогики и психологии образования МГПУ Сергея Степанова. - Чем раньше ребенок начинает пользоваться цифровыми устройствами, тем тяжелее могут быть последствия для развития высших психических функций. Особенно сильно это начинает сказываться в школе на способности и готовности к обучению, к саморазвитию, к творческой деятельности.

По словам профессора, если использовать гаджеты умеренно и с учетом санитарных норм, то рисков можно избежать. Что говорят СанПиНы? Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука - не менее 39,6 см, для планшета - 26,6 см. Дети 1-2-х классов должны проводить за компьютером не более 20 минут, 3-4-х классов - 25 минут, 5-9-х классов - 30 минут. А старшеклассники - максимум 35 минут.

Если ребенок во время просмотра учебного фильма, программы должен что-то законспектировать в тетради, то, согласно санитарным нормам, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет семи минут, для учащихся 1-4-х классов - десяти минут. А для учеников с 5-го по 9-й класс смотреть не отрываясь в монитор допускается не дольше пятнадцати минут. Экран гаджета должен находиться от ребенка на расстоянии не менее 50 сантиметров. Наушники можно использовать непрерывно не более часа и громкость - не более 60% от максимальной.

Однако результаты исследования МГПУ показали, что большинство школьников пользуются гаджетами для развлечения: лишь 40% родителей сказали, что их дети используют гаджеты для обучения и расширения кругозора. Норму пользования смартфоном устанавливает 66% взрослых, компьютером - 57% и планшетом - 47%. 40% ограничивает детей в использовании игровой приставки.

Выход из ситуации? Ученые предлагают очень неожиданный: по мнению специалистов МГПУ, перспективным способом предотвращения негативного воздействия экранов на школьников будет не только развитие интеллектуальных и креативных способностей детей, но и применение искусственного интеллекта в образовании.

- Динамика каждого конкретного ребенка с его затруднениями в условиях массовой школы обычно остается за рамками внимания учителя. Возможность цифровизации "учебных усилий" каждого ребенка, их накопление в Big Data-ресурсах и обработка с помощью технологий ИИ могла бы оказаться целесообразной и эффективной поддержкой как для учителя, так и для ученика, - пояснил профессор.

Сейчас ученые МГПУ совместно с Институтом психологии РАН разрабатывают технологии искусственного интеллекта , которые помогут учителю обеспечить каждому ребенку оптимальную траекторию его развития.



Российская Газета