У ребёнка проблемы с вниманием? Поможет детский нейропсихолог

У ребёнка проблемы с вниманием? Поможет детский нейропсихолог

У ребёнка проблемы с вниманием? Поможет детский нейропсихолог 16.01.2019

При беглом взгляде понятно, что это нейропсихология - это нечто связанное с мозгом и его деятельностью. Неужели нейропсихолог может помочь ребёнку облегчить обучение, научить ребёнка быть внимательным и собранным? Неплохо бы.

За ответом на эти и другие вопросы наша редакция отправилась не куда-нибудь, а в Центр развития мозга к нейропсихологу Юлии Игоревне Сазоновой.


Сначала определимся в понятиях. Нейропсихология возникла на стыке нескольких наук. В ней есть знания нейрофизиологии, нейробиологии и психологии в целом, в том числе и клинической психологии. Возникает вопрос: почему тема нейропсихологии стала сегодня так актуальна? Потому что грядёт эпидемия СДВГ- синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей (далее СДВГ). Сразу оговоримся, “дефицит внимания” - это не когда вы ребёнку внимания не уделяете. потому что вы родитель плохой. Откровенно говоря, вы здесь вообще не причём. “Дефицит внимания” - это когда у ребёнка не хватает его внимания, чтобы сконцентрироваться на чём-то.

Итак, почему нам угрожает СДВГ? Да потому, что к нам пришла цифровизация. А говоря человеческим языком: приход в нашу жизнь всевозможных гаджетов. Да-да,  телефонов, телевизоров, смартфоны и любые цифровые носители. Это они мешают нормальному биологическому развитию детского мозга. Это важно понимать.

Абсолютно любой психический процесс - это всё работа головного мозга. Внимание, память, сосредоточенность, любое эмоциональное поведение, любая двигательная активность, физические, моторные, рефлекторные акты - работа головного мозга.  И если нарушается развитие определенной области мозга, то от этого страдает интеллектуальная деятельность.

На сегодняшний день совершено много открытий в области нейрофизиологии. Мы знаем как работает и функционирует головной мозг. Благодаря магнитно-резонансному томографу мы можем видеть работающий головной мозг.

У мозга есть несколько режимов работы, которые включаются попеременно, то есть работать одновременно в нескольких режимах мозг не может. Есть режим приёма информации, поступающей с внешней среды и режим контроля, внимания и сосредоточенности.

  • Режим приёма информации - это когда информация поступает через органы чувств. Когда кто-то что-то говорит, рассказывает. Когда кто-то что-то показывает, когда человек глазами видит какие-то картинки, образы.

  • Режим контроля, внимания и сосредоточенности - это как раз то, что детям важно в школе. За внимание и сосредоточенность у нас отвечают лобные доли. Когда мы потребляем информацию, то функция контроля отключается.

Иными словами, когда мы потребляем информацию или контент, допустим, с Ютуба или любой другой контент и информацию, то мозгу некогда думать.

Но, мозг и в режиме приёма информации развивается. Правда, развивается он не там, где это необходимо детям на сегодняшний день. Именно из-за этого смещённого развития страдает усвоение школьной программы, из-за этого теряется контроль поведения.

Да, головной мозг функционирует, жизнь идёт на инстинктах и рефлексах. Однако, управлять и контролировать этот процесс у детей не получается. Это происходит не потому что дети не хотят, ленятся, не потому, что они в плену прокрастинации.


С точки зрения нейронауки, нет вообще таких центров, которые отвечали бы за лень. На сегодняшний день, лень и отсутсвие внимания - это проблема развития определённых областей, полей и центров головного мозга. Нейропсихология как раз исследует каждый центр, каждое поле и выясняет, где находится дефицит, и помогает ребёнку восстановить способность сосредоточиться на важных делах. Ведь в своё время мозг не развивал центр внимания и сосредоточенность, потому что он был занят совсем другим делом - приёмом информации.

На сегодняшний день много коррекционных методик. Одна из последних - работа с нейробос, энцефалограммы с обратной биологической связью. Сегодня есть огромные возможности помочь детям развить те центры головного мозга, которые в своё время были не развиты. И тем самым, вернуть ребенку способность сосредоточиться на учебном процессе.

Вот и получается, что все дети хорошие, все дети стараются, и они вовсе не хотят лениться и быть плохими. У современных детей головной мозг просто экономит энергию, чтобы выжить.

Посмотрите, головной мозг - очень трудолюбивый орган. Он следит за массой процессов в организме: за поддержанием температуры тела, за поддержанием кровяного давления, поддержанием сердечного ритма, за переванием пищи.

Мозг очень энергозатратный орган. Будучи массой всего 2% от всех внутренних органов, на свою работы он тратит до 20% всей энергии!

А что такое энергия? Это наша батарейка. Это и кислород, и вода, и витамины. И как только головной мозг чувствует перенапряжение, он сейчас же выключает режим внимания, сосредоточенность и удержание в памяти информации. Потому что мозг чувствует угрозу и просто выключается.

Это чувствуют не только дети, но и взрослые. Когда мы с вами рассеяны и блуждаем будто без цели - это и есть этот энергосберегающий режим. Этот режим не плох, эволюция нам его дала не просто так.

В режиме блуждания человек находится около 46% времени своего бодрствования. Это и витание в облаках, и бесконечные диалоги с собой. Но дети находятся в этом времени еще больше. Происходит это не потому, что дети так хотят и им нравится это состояние. Нет, просто детский мозг не умеет иначе, его просто этому не обучили в своё время.

Нейропсихология как раз и помогает найти источник беды и проблемы. А дальше выстраивается коррекционная методика. Но нужно учитывать, что внешние факторы играют огромную роль в развитии ребенка. Здесь речь идёт и об отношениях в семье, об отношении учителя.

Если учитель кричит, то мозг, чувствуя опасность, рефлекторно закрывает процесс обучения. Если поступил сигнал тревоги и опасности, значит нужно бежать и спасаться, а не включать процесс обучения. Поэтому ребенок вроде и пытается сосредоточиться и внимательно слушать, но фактически этого не происходит.

Это происходит не потому, что ребенок плохой, необучаемый, ленивый и прочее. Это происходит потому, что мозг не может работать иначе, мозгу нужна поддержка, коррекция и понимание того, как работает головной мозг. Необходимо знать и понимать, почему мозг выбирает то или иное поведение, почему не слушает, почему усваивает мало информации.

Всему этому есть своё физиологическое и научное объяснение. Вот и получается, что если ребенок рассеян, не может сосредоточиться на учёбе - но вовсе не "бестолочь" и не "наказание на голову родителей". Ребёнка просто стоит отвести на приём к нейропсихологу, хотя бы для диагностики. 

Ну, а где найти детского нейропсихолога в Тольятти, вы уже знаете.


Хотите знать, когда стоит обратиться к нейропсихологу? Узнаете здесь.