Янина Дрейлих о секретах кукольного закулисья

Янина Дрейлих о секретах кукольного закулисья


Янина Дрейлих о секретах кукольного закулисья 26.03.2018



Мы снова там, где живёт сказка. Сегодня разговор пойдёт с Волшебником, вернее, с Волшебницей, которая умеет оживить неживое. Мы встретимся с главным режиссёром Тольяттинского театра кукол, Яниной Дрейлих. Она знает, как поселить душу в театральную куклу. Она знает, как сделать так, чтобы кукла заговорила со зрителем на языке, понятном каждому, даже самому маленькому театралу.

Сегодня Янина Владимировна поделится с нами секретами кукольного закулисья и расскажет немного о жизни кукол. Итак, встреча со сказкой начинается.


Янина, а есть ли какие-то вещи, которые Вы не приемлете в работе? Что Вас выводит из себя, с чем Вы не готовы мириться?

Равнодушие.


Равнодушие вообще?

Да, равнодушие людей вообще и равнодушие артистов и людей, работающих в театре, в частности. Но, по счастливому стечению обстоятельств, у нас нет таких людей. А если и появляются какие-то нотки, то я стараюсь узнать причину. А вдруг что-то случилось? Человек нездоров, что-то дома, устал… Я стараюсь найти причину и помочь.


Вы, наверное, в театре все стали родными, если дело доходит до решения таких личных вопросов?

Да, мы - семья. (смеётся) И, как в семье, дети бывают разные: и озорные, и вредные, и ворчливые, и добрые. Но всех любишь. Всех.


А бывает, чтобы артисты разругались? Причем не просто повздорили, а разругались вдребезги. Надо выходить на сцену, а как играть, когда они смотреть друг на друга не могут?

Бывает. Ругаются, как дети дома, но мирятся.


Тяжело работать с эмоциональными людьми?

Мне – нет, а вот Надежде Валентиновне – не знаю. (Смеётся) Она недавно у нас в театре.


Янина, в Вашем театре какая-то нереальная атмосфера. Сказочная. Столько идей! Вы откуда это всё черпаете? Мозговые штурмы, наверное, делаете, планёрки?

(смеётся) Все по- немножку стараются. Весь коллектив. Понимаете, у нас есть цель - чтобы детям хотелось приходить к нам в гости снова и снова, как к хорошим друзьям, где уютно и радостно. Вот на это всё направлено. Отсюда и идеи, приносящие радость. Ребята все подтягиваются со своими мыслями, задумками.


Янина, а с точки зрения режиссера, есть у театра кукол преимущества перед другими видами театрального искусства?

Конечно, есть. Во-первых, мы работаем для детей, а найти общий язык с ребёнком, конечно, легче через куклу. Театр кукол для меня, прежде всего, конечно, детский театр. Хотя, это не совсем так. И мы это осторожно будем доказывать нашему зрителю постарше. У нас появляются и взрослые спектакли. «Марьино поле» по пьесе О.Богаева стал первым. А в этом сезоне мы приглашаем для постановки ещё одного взрослого спектакля, режиссера, обладателя премии «Золотая Маска» - Александра Янушкевича (Белоруссия). Эта постановка будет приурочена к юбилею театра - подарок городу и области.


Янина, а как Вы видите театр будущего?

Будущее нашего театра - тёплый, добрый, уютный и красивый театр, который удивляет и радует.


Вы, когда играете одни и те же спектакли: сегодня, завтра, послезавтра, полгода – это одинаковые спектакли, или, всё же, каждый раз получается по-другому?

Конечно, схема есть. Всё под контролем, есть определенные задачи и мизансцены, но, безусловно, спектакли всегда разные. От состояния, от настроения каждого из актёров чуть-чуть меняется общий градус спектакля, конечно, он становится несколько другим…


А бывает, что интерес к спектаклю спадает у зрителя или у актёров?

Как правило, если спектакль любим актерами, то он будет востребован годами.


А какой спектакль у вас самый-самый старый?

«Петушок и подсолнух». Он есть в репертуаре. В этом сезоне, к 45-летию театра, на сцене театра проходит череда ретро- спектаклей. Постановки 70-х, 80-х годов.


То есть, спектакли как были в 80-х годах, такими и остались?

Да, стараемся, чтобы такими и остались. Реставрируем куклы, но сохраняем их ретро - очарование. Перед началом спектакля мы рассказываем об этих постановках, режиссерах, артистах. В нашем театре работают мастера сцены, стоящие у истоков театра. С ними проходят творческие встречи.


Янина, есть ли дети-театралы, которые постоянно ходят, и Вы их уже знаете в лицо?

Конечно! Конечно! У нас есть зритель, Матвей Солонин, он водит свою дочь, Злату. Каждую неделю! Говорит, как же не приходить, все спектакли-то разные, и дочь растёт, восприятие её меняется. Очень частые гости! И таких зрителей немало. Приятно!


Я знаю, что Вы с театром иногда выезжаете в торговые центры и там выступаете. Скажите, как вам такой формат выступлений?

Людям, конечно, нравится. Но, лучше вы к нам. Это же целый процесс. Приехать в театр, посидеть в театральном кафе, погулять по фойе, посмотреть кукол, зайти в зал и сесть в театральное кресло, открывается занавес, зажигаются софиты… Как можно лишить ребёнка всего этого?


Янина, а куклы живые?

Безусловно. Я в этом убеждена абсолютно. Куклы капризничают. Они не любят, например, когда меняют актёра. Куклы очень чувствительны.. Если актер расстроен и кукла расстроится. Если какое-то внутреннее тревожное колебание у актёра – не идёт кукла. Я говорю: «Да что ж такое-то? Ноги волокутся у куклы… Почему?» А кукловод-то хороший. Да просто нервничает артист, какие-то личные проблемы внутри, а кукла всё чувствует!


IMG_7104.JPG



А бывает такое, что артист не может сработаться с куклой?

Они договариваются. Профессионалы должны уметь договариваться с куклой. Бывает, что артист, например, получил не ту роль, которую хотелось бы, и не идёт работа. Тогда говорю: возьми куклу домой, поиграй с ней, поговори. Такая история была с новенькой актрисой нашего театра. Она вводилась на роль Каштанки. Было трудновато. Я ей и посоветовала: «Возьми Каштанку на вечерок домой». Даша и взяла. Посидела с ней, поговорила по душам, поиграла, на подушечку уложила. Подружились. На следующий день всё было по- другому и Каштанка ожила…


Янина, а куклы со временем трансформируются? Есть куклы, которым 70 лет, а сейчас другие куклы?

Новое – хорошо забытое старое. Единственное, отмечу - некая тенденция к синтезу приемов, систем кукол. В одном спектакле могут присутствовать и ростовые куклы, и теневой театр, и тростевая кукла и планшетная…. почему нет?


Янина, кукла трансформируется, понятно. А зритель?

Зритель сейчас избалован спецэффектами во всех смыслах. У нас, конечно, идет внегласная конкуренция с яркой динамичной мультипликацией. Поэтому темпоритм современных спектаклей стал гораздо выше, чем тех, которые были ранее. Иногда ловлю себя на мысли, что специально загоняю свой личный темп, а детям, как раз, очень комфортно. Нужна смена картинки, что-то яркое, чтобы постоянно можно было зачем- то следить. Процесс нужен яркий и интересный. Ну и, конечно, артисты. От них зависит всё! У нас очень хорошие ребята-актеры. Я горжусь своей труппой. Искренние.


Янина, как вы относитесь к патриотическому воспитанию в школах и в детских садах?

Хорошо отношусь. Для меня русские народные сказки – это прекрасная составляющая патриотического воспитания.


Янина, как режиссер, как Вы считаете, нужно ли детям рассказывать правду о войне, о блокаде? Как реально было тяжело детям в войну и блокаду, как они выживали на грани смерти?

Обязательно. Нужно, но всё же без перегибов. С детьми можно разговаривать и о взрослых проблемах. Например, в нашем спектакле «Путешествие голубой стрелы», деткам всегда очень жалко мальчика Франческо, который мечтает о поезде, но его семья не в состоянии купить игрушку. Дети искренне сопереживают, сочувствуют. Когда хозяйка магазина прогоняет Франческо, малыши замирают, волнуются, им хочется помочь мальчику….


Янина, как Вы считаете, чтобы стоять, нужно держаться корней?

Конечно! Однозначно, держаться корней и - друзей. Мы открыты к общению, сотрудничеству, проектам, поддерживаем контакты с коллегами.… У нас много друзей.


Как вы боретесь с эмоциональным выгоранием? Бывает оно, выгорание?

Бывает, у каждого человека бывает. И у меня бывает. А как борюсь?… Домой! Или на природу! Прикасаюсь к земле, деревьям, смотрю на воду, любуюсь небом… общаюсь с детьми и животными, которых, кстати, у нас и дома много: кошки, собака, хомячки, рыбки, попугайчик и даже ящерица. Ну как тут не восстановится!

.


Интересное послевкусие осталось после этого разговора. С одной стороны - стала видна «оборотная сторона Луны», а с другой стороны – появилось ещё больше вопросов о жизни театра, о жизни кукол. Хочется с головой залезть в этот сундук с человечками, которые умеют тронуть детские сердечки, которые умеют заставить задуматься взрослых о простых вещах.

Ясно стало одно: главный режиссёр Тольяттинского театра кукол - личность харизматичная. Янина окрасила своими красками и спектакли, и сам театр. Так что, друзья, если мне говорят: «Тольяттинский театр кукол» - я вспоминаю Янину, а если говорят: «Янина» - я вспоминаю «Тольяттинский театр кукол».

И пусть есть трудности. Пусть не всё идёт так гладко, как хотелось бы. Но! Я почему-то верю, что всероссийская слава Тольяттинского театра кукол – вопрос времени. Такая, господа, история.


© Беседовала Марина Лаптева-Бекаева