Тревога у взрослых и детей. Как избежать?

Тревога у взрослых и детей. Как избежать?

Тревога у взрослых и детей. Как избежать? 21.01.2019


Откуда, при кажущемся благополучии, у взрослых появляется чувство неудовлетворённости? Чувство, что снова “не дотягиваю”, что делаю не достаточно много? А потом и появляется тревога. Откуда? И что с этим делать? 

Как научить ребёнка концентрировать внимание на своих успехах? Как установить с ребенком эмоционально близкие отношения? 

Мы поговорили об этом с психологом Катериной Абрамовой. Она дала пару комментариев по этому вопросу. 


"Все соцсети транслируют образ идеальной мамы, которая всё успевает. Её дети ходят во все мыслимые кружки. Готовит эта мама так, что любой ресторатор позавидует. Дома у идеальной мамы идеальный порядок. Муж у такой мамы самый-самый, потому что эта мама знает, как мотивировать супруга на достижение высоких целей. 

Ну и сама она, конечно, не просто мама детей, а самая настоящая женщина-мечта: она ухожена, она духовно развивается, она успешна в бизнесе. И к вечеру эта супер мама всё так же свежа и энергична, поэтому она вполне может уделить время и своим детям, и мужу. С высокой долей вероятности можно сказать: живи бы такая женщина в средневековье, её бы объявили ведьмой и сожгли бы на костре инквизиции. Но в наше время царствуют не религиозные фанатики а соцсети и блогеры. 

Они-то и транслируют в массы посыл: “вот успешная женщина”, “так правильно жить”. Что происходит в голове среднестатистической женщины, когда она смотрит на эти картинки “успешной мамы”? Появляются комплекс неполноценности, комплекс, что “я недостаточно хороша”. Появляется нервозность.  И хочется узнать рецепт. Ведь если может она, почему я так не могу?

Именно так и развивается тревога. Чтобы не уходить в тревогу, нужно чётко понимать, что, на самом деле, это не жизнь супер мамы и супер жены - это все миф. В реальности такого нет.

В погоне за новыми целями, за идеальными картинками из жизни мы не видим собственных достижений. Мы обесцениваем то, что у нас есть, то, чего мы достигли. Мы перестаём видеть красоту окружающего нас мира, потому что мы надеваем на глаза шоры и вперёд: быстрее, выше, сильнее.

Как вырваться из этого порочного круга? 

Как это ни парадоксально звучит, необходимо остановиться, замедлиться и услышать себя. Посмотреть вокруг и задать себе вопрос: а что хорошего произошло со мной сегодня? Что сегодня произошло такого, чем я могу гордиться? Наверняка у вас найдутся ответы.

Однако, наша память устроена так, что суета дней вытеснит эти радостинки, которые вы для себя отметили. Но есть методики, чтобы сохранять их и нанизывать словно жемчуг на нить.

Например, техника “Кувшин достижений”, для детей это может быть “Копилка добрых дел”. 

Вы берёте баночку и складываете туда записочки, в которые вы или ребёнок пишет свои достижения, или описываете, что хорошего произошло сегодня. Или можно завести  красивый блокнот и писать туда свои радости: что хорошего произошло у дочери или у сына, что сегодня сделали вы может быть для себя, может - для семьи, а может - для кого-то чужого вы сделали хорошее дело, помогли кому-то.

Эта методика будет полезна не только взрослым, которые ходят защититься от тревоги. Эта методика будет очень полезна и детям. Ведь ребёнку крайне важно понимать: “Я хороший”. А как ребёнок будет это понимать? Конечно от родителей. Причём, ребенок понимает, что он хороший не когда родитель говорит: “Ты молодец”. 

Родитель должен свою похвалу подкреплять с помощью описания своих действий и эмоций:

  • Я радуюсь, когда я вижу, что  ты навел порядок. Мне приятно. Теперь у нас есть время, чтобы почитать/поиграть/сходить в театр.

  • Я горжусь тобой. Вчера ты писал с помарками, а теперь ты написал хорошо.

  • Не стоит говорить слов: “Ты лучше всех!” Лучше кого? Ребёнку не понятно лучше кого он, дайте ребёнку конкретную информацию.

Давайте ребёнку обратную связь: в чём он преуспел, что у него лучше всего получается. Ведите с ребенком разговоры и играйте в игры на привязанность, на эмоциональный контакт. Это могут быть и какие-то общие дела. Например по выходным вы готовите вместе пиццу. Или присоединяетесь к играм детей. 

Здесь вы не диктуете план действий, вы не говорите, что правильно - вы просто присоединяетесь к занятию ребёнка и находитесь рядом. Вы должны искренне интересоваться занятиями ребенка. 

При этом, вы параллельно не смотрите в свой телефон, вы не читаете газету, не смотрите телевизор - вы ведёте диалог только с ребенком. 5, 10, 15 минут - этого достаточно, чтобы ребёнок ощутил, что вы рядом. Этим вы даёте большую опору для ребёнка. Особенно для ребёнка в подростковом возрасте. 

Однако, эмоционально вкладываться в эти отношения нужно было не за полгода до начала переходного возраста. Игры и разговоры на эмоциональную привязанность хорошо работают в возрасте младших дошкольников".

Принимать себя, признавать свои достижения, обращать внимание на красоту внешнего мира, позволять себе быть неидеальной - вот то, что поможет мамам быть собой. Быть просто любящей мамой и женой. И не нужно бесконечно гнаться за навязанными образами. Быть собой - простое человеческое счастье.   

Хотите узнать, как воспитать в ребёнке милосердие? В нашей статье рекомендации педагога.