Игры для развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Игры для развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Игры для развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. 24.01.2017


Игры для развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка», так как ребенок, осваивая грамматический строй речи, совершенствует не только речь, но и логическое мышление.

В старшем дошкольном возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как:  неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных,  неправильное согласование глаголов с существительными,  нарушение структуры  предложений.

Преодолеть ошибки помогут игры для развития грамматического строя речи. Выполняя задания, дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях с изображением на картинках. Не забывайте хвалить ребенка за правильное выполнение заданий!

 

Игра «Один-много»

Цель: учить образованию множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

- Это кубик, а это кубики. Здесь много чего? (Кубиков). Все предметы исчезли, чего не стало? Не стало кубика, не стало кубиков. По примеру игра выполняется с другими  картинками.

 2.jpg

   

Игра «Чьи это вещи?»

Цель: учить правильно, образовывать притяжательные прилагательные.

 3.jpg

Взрослый предлагает ребенку  определить,  кому принадлежат данные предметы:  маме,  папе,  бабушке,  дедушке,  девочке (Маше),  мальчику (Коле).  «Чьи это очки?» - бабушкины очки. «Чей шарик?» - Колин шарик. «Чья гармошка?» - дедушкина гармошка. «Чья чашка?»  - бабушкина чашка и т.д.


Игра «Что за зверь?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные при назывании частей тела знакомых животных.

Взрослый спрашивает: «Кто это? Может быть, медведь? Нет, это не медведь». «У этого зверя — медвежья голова, а хвост чей? Лисий». «У этого зверя  - заячья голова, а хвост чей? Беличий» и т.д. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь.

 4.jpg

   

Игра: «У кого сколько?»

Цель: учить согласованию числительных с существительными в роде и числе.

 5 (1).JPG

  

Взрослый предлагает задание: «Я буду называть один предмет, а ты будешь называть 2 таких же предмета. Один медвежонок … (два медвежонка); один грибок … (два грибка) и т.д. Затем взрослый предлагает ребенку называть 5 предметов, изображенных на картинках (5 мячей, 5 яблок, 5 ведер, 5 домов).

 5.jpg

 

  

Игра «Чего не стало?»

Цель: учить согласованию числительных с существительными в родительном падеже.

Взрослый просит назвать предметы на картинке, а затем закрыть ладошкой и сказать, чего не стало. Не стало мешка. Не стало мешков и т.д. 

Также можно выполнить игру: «Сколько их, посчитай?» Два мешка, не стало двух мешков. Пять шишек, не стало пять шишек и т.д.

 6.jpg

   

Игра «Подбери признак»

Цель: учить согласованию прилагательных с существительными.

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

  • Мяч (какой?)-круглый, красный, резиновый.

  • Кактус (какой?)-зеленый, колючий, маленький.

  • Машина (какая?)-быстрая, новая, маленькая.

  • Пирамидка (какая?)-деревянная, разноцветная, красивая.

 7.jpg

 

Игра «Посчитай»

Цель: учить правильно, согласовывать числительными 1-2-5 с существительными.

Взрослый называет один предмет, ребенок отвечает, как будет звучать 1-2-5 предметов.

 8.jpg

  • Одна кукла, две куклы, пять кукол.

  • Одна лошадка, две лошадки, пять лошадок.

  • Один медвежонок, два медвежонка, пять медвежат.

  • Один лев, два льва, пять львов.


Игра: «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и изменяет фразу так, чтобы слова звучали ласково.

  • Кофта теплая - кофточка тепленькая.

  • Заяц серый - зайчик серенький. - Туфли чистые - туфельки чистенькие.

  • Шарф длинный - шарфик длинненький. - Шишка длинная - шишечка длинненькая.

  • Кошка черная - кошечка черненькая. Юбка красная – Юбочка красненькая.

  • Брюки желтые – брючки желтенькие. – Шапка белая – шапочка беленькая.


Игра: «Есть – нет»

Цель: учить использовать в речи имена существительные в родительном падеже.

Взрослый говорит, что у него есть и бросает мяч ребенку.  Ребенок ловит мяч и говорит чего у него нет.

У меня есть мяч. У меня нет мяча.

У меня есть машина. У меня нет машины.

У меня есть апельсин. У меня нет апельсина.

У меня есть банан. У меня нет банана.

У меня есть персик. У меня нет персика.

У меня есть абрикос. У меня абрикоса.

У меня есть кубик. У меня нет кубика.

Хвалите ребенка за правильные ответы.

____________________________________________________________________

 ©Логопед: Тулаева Елена Валерьевна. 



 
4fdd7521a5029c1b