Какие ученики неудобны для современной системы образования?

Какие ученики неудобны для современной системы образования?

Какие ученики неудобны для современной системы образования? 08.11.2018


Почему некоторые дети всё схватывают на лету, а другие - невнимательны, допускают глупые ошибки? Одни дети сосредоточенны и сконцентрированы на учёбе, а другим сложно долгое время сидеть и слушать учителя? Почему дети могут путать лево и право, ведь это элементарный навык? 

Как досадно бывает родителям! Как они порой в сердцах восклицают: "Ну почему ты такой невнимательный?! И что с тобой делать?!"  А правда: что делать? Ведь может статься так, что вины ребёнка нет в том, что он зеркалит буквы или меняет их местами. Просто так, по-особенному, работает его мозг. Вопрос: что делать до сих пор актуален? Тогда читайте мнение педагога. 

Сегодня у нас в гостях Ксения Николаевна Ирица социальный педагог-практический психолог, соучредитель и руководитель “Образовательной мастерской Ирица”. А заодно проверите свою внимательность. Как? Прочтёте интервью - узнаете)).  
разделитель.jpg

- Как вы считаете, что мешает конкретному учителю в школе вести преподавание так, чтобы дети могли “блистать знаниями”?

- Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно. Это и большое количество детей в классе, и несовершенство существующей системы и методик преподавания, это и приличное количество детей с невыявленными нарушениями: дислексия, дисграфия, СДВГ и прочее…

- Правильно я понимаю, диагностику детей не проводят?

- Ее, конечно же, проводят, но ее достоверность иногда оставляет желать лучшего. Невозможно на основании одной встречи со специалистом сделать объективное заключение. Да и в нашем постсоветском пространстве такие понятия как: дисграфия, дислексия, дисорфография и прочее - появились около 20-ти лет назад. То есть те педагоги, логопеды, которые сейчас взаимодействуют с детьми, при своем обучении, может и слышали об этом, но весьма поверхностно. Чаще всего их этому не учили. И даже те специалисты, которые сейчас заканчивают педагогические ВУЗы не слишком углубляются в эту проблему. А зря. А даже если и диагностировали, то что делать дальше? Один логопед в школе, насчитывающей несколько тысяч учеников просто не в состоянии объять необъятное.

- То есть, дети с дислексией существенно осложняют жизнь логопедам и педагогам, потому что к таким детям сложно применить стандартные подходы?

- Да. И это очень мягко сказано. Они совершенно безоружные в этом нелегком сражении. Хотя, например, в Америке, тема дислексии, СДВГ активно освещается в СМИ. Государство ведет просветительскую работу, прежде всего с родителями. Делают это для того, чтобы именно родители не пропустили тревожный “звоночек” в поведении своего ребенка и вовремя обратились за помощью к специалистам. Ведь определенные предпосылки можно увидеть еще в дошкольном возрасте, а значит вовремя начать коррекционную работу или хотя бы профилактику, что даст хоть какие-то шансы прожить ребенку школьный период без стрессов. Тогда образовательная деятельность у ребёнка будет проходить совершенно на другом фоне.

У таких детей нарушение пространственного восприятия: лево-право, верх-низ, завтра-вчера-послезавтра. Они даже при достаточно высоком интеллектуальном развитии на фоне своих сверстников, могут иметь медленное угадывающее чтение по слогам или по буквам, ошибки в виде замены буквы схожей по написанию или произношению, зеркальное ее отображение, нарушение понимания прочитанного, пропуск твёрдых и мягких знаков, ошибки в том месте слова, в котором даже нет орфограммы. В общем, все то, что родители чаще всего называют невнимательностью, отвешивая своему, совершенно невиновному чаду энное количество подзатыльников. А при написании диктантов к такому ребенку применяется все та же система оценивания, что и к остальным, так, как того требуют наши Федеральные Государственные Стандарты (ФГОС) Я считаю, что таких детей нельзя оценивать наравне с остальными. Это всё равно, что заставить бежать кросс ребенка со сломанной ногой наравне со здоровыми детками.

Более того, современная система образования не направлена на таких учеников. И те нарушения, которые есть у ребенка, в агрессивной по отношению к нему среде, я имею ввиду отношение не всегда понимающего в чем причина учителя и родителя, только усугубляются.

- Каким образом?

- Учитель, используя существующие критерии оценивания за такую работу поставил одну двойку, вторую. Через какое-то время в классе на таком ученике появляется ярлычок “неуспевающий”, и он вынужден дальше с этим ярлыком жить, так как справиться с этим самостоятельно не может. Или другой пример. У ребёнка синдром дефицита внимания и гипперактивности. (СДВГ) Кстати, когда я говорю об этом родителям, чаще всего они отвечают: «Вы что, мы столько внимания уделяем своему ребенку!» 

Банально даже не понимая, что речь не идет о дефиците нашего внимания к ребенку, а что это у ребенка дефицит внимания, и он не в состоянии более 10-15 минут сосредоточиться на одном виде деятельности. Они делают ошибки по невнимательности, не могут сконцентрироваться на объяснении учителя, проявляют чрезмерную активность, вертятся, встают и мешают другим на занятиях. Такое поведение неприемлемо в нашем обществе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость, считаются озорными и непослушными. 

Представляете каково им самим? Его же ругают в любом обществе. А что может сделать учитель с подобным ребенком? Максимум отсадить на заднюю парту, чтоб не мешал, хоть как-то сохраняя возможность донести всем остальным материал урока. Или поставить двойку в дневник. Ребёнок возвращается домой. А дома мама с папой с порога задают коронный вопрос: Что получил в школе? И начинается! А что ребёнок может с этой проблемой сделать? Да ничего он сам не может сделать. Не удивительно, что падает мотивация к учебному процессу, и личная самооценка. И вытащить ребёнка из этого состояния бывает, ой, как непросто.

- А если это несколько лет подряд происходит?

- Такой ребёнок нигде не получает принятия: ни в школе, ни дома. А когда он дорастает до старших классов, когда начинается пубертат, где такой ребёнок будет принят? Правильно, во дворе, на улице. Там, где оценки не важны, там, где будет полезна его гиперактивность, там где его принимают, там где ему комфортно. И эта неблагополучная среда улицы коварно и незаметно затягивает. Он чувствует, что наконец-то ему хорошо, ему не нужно себя всё время контролировать, он может быть таким, какой он есть. Часто полностью и навсегда разрушая отношения между детьми и родителями.

- Какой специалист должен выявлять дислексию, дисграфию, СДВГ?

-Дислексию, дисграфию обычно диагностирует логопед. СДВГ, насколько я знаю, невропатолог. Но максимальную эффективность показывает совместная работа нескольких специалистов: логопеда, невропатолога или нейропсихолога. К сожалению, не все логопеды обладают нужными знаниями. Очень часто после рекомендации родителям обратиться к логопеду они отвечают: "Мы всё детство его посещаем, ничего подобного не слышали". Конечно, просветительской работы для родителей дефицит, собственно, как специалистов и методик. Да и существующие не очень охотно хотят за это браться.

- Почему?

- Потому что, во-первых, сегодня знания в этой сфере приходится собирать по крупицам. Во-вторых, с такими детьми приходится работать годами, а результаты видны не сразу.

- Сколько таких детей?

- Я встречала статистику, что около 10% детей. При чем на 5 дислексиков приходится четверо мальчиков и одна девочка. Но в своих группах я вижу совершенно другую картину. Бывает, что из 12 детей у 8 наблюдаются подобные проявления.

- А с какого возраста есть смысл заниматься коррекцией дислексии?

- Грамотный логопед может увидеть первые маячки и с подготовительной группы и начать работу. Единственное, что официально поставить диагноз он сможет не раньше второго класса.

- А куда же обращаться с таким ребёнком? И как понять, что нужна помощь?

- Это очень хороший вопрос. Специалистов мало, это правда, но они всё же существуют. Если мама видит вышеперечисленные проявления, можно найти грамотного логопеда или нейропсихолога, который, как минимум проконсультирует. Кстати, Центр развития мозга и наша мастерская очень хорошо выполняет данную задачу.

- В чём заключается Ваш комплексный подход к обучению?

- Например, занятия по коррекции почерка. Почерк - это не результат работы руки, это результат работы мозга. В этом курсе мы отрабатываем всё, что связано с речью, как устной, так и письменной. Отрабатываем всё, что связано с мелкой моторикой, памятью, логическим мышлением. И делаем это в увлекательной форме через игры.

- Например?

- Например, игра найди 10 отличий. Помимо концентрации внимания, ребёнок должен не только понять, но и четко озвучить, в чём заключаются отличия и где они находятся в пространстве.

- Неужели есть проблемы с озвучиванием?

- Речь современных детей, особенно тех, которые погрузились в девайсы, выглядит примерно так: “Ну, там, это, короче, такая штука, которая как бы...” Всё, приехали.

И когда я раздаю картинки, а девятиклассник на мой вопрос: “В чем отличия”, - мне тычет пальцем в картинку и говорит: “Вот тут”, - мы начинаем учиться правильно и грамотно формулировать ответ. “На верхней картинке, у зайца, который справа от… и так далее”, - то есть дополнительно мы включаем и пространственное восприятие. Так дети учатся грамотно и правильно формулировать свои мысли. Этот навык, помогает хорошо отвечать на вопросы у доски на других школьных уроках. Так что, коррекция почерка - это, в первую очередь, про мозг.

- С 6 лет уже можно обращаться в вашу образовательную мастерскую?

- Да, уже можно. Сейчас планируем запускать курс по подготовке к школе. Который будет вести педагог, детский психолог, логопед и художник в одном лице. Как раз для того, чтобы вовремя проводить диагностику, коррекцию и профилактику подобных нарушений. Конечно же вопрос кадров, как всегда стоит самым острым образом. 11 педагогов, которые сейчас работают в Севастополе мы искали 6 лет.

разделитель.jpg

Да, дефицит информации может сыграть злую шутку с нами и нашими детьми. К чему хочется призвать вас: в первую очередь, быть внимательными к своим детям и принимать своих детей такими, какие они есть. И конечно, не стоит пренебрегать консультациями узких специалистов. Да, специалистов по дислексии, дисграфии немного, но они существуют и успешно справляются с подобными нарушениями! 

А мы, редакция Детского Городка, со своей стороны будем и дальше встречаться со специалистами и освещать эту проблему, по возможности, со всех сторон, чтобы у вас было чуть больше проверенной информации. 

В нашем интервью Ксения Николаевна упомянула место, где можно решить проблемы некоторых нарушений у детей - а вот и бонус для внимательных  читателей. Наши друзья, Центр развития мозга, дарят сертификат на 1 000 рублей тем, кто при записи на курсы Образовательной мастерской "Ирица" назовёт кодовое слово: "Городок". Приятно, правда?))


©Беседовала Марина Лаптева-Бекаева