День Победы: как рассказать ребёнку о войне.

День Победы: как рассказать ребёнку о войне.

День Победы: как рассказать ребёнку о войне. 07.05.2017


Совсем скоро мы будем праздновать великий и светлый праздник, День Победы. Большинство взрослых прекрасно понимают и знают, почему этот день так важен для россиян. А дети? Знают ли они о Великой Отечественной Войне? Понимают ли, насколько важна Победа в ней над Фашистской Германией? Канун 9 мая - прекрасный повод для разговоров в кругу семьи о Победе.

О войне говорить с детьми надо. И эти разговоры должны происходить не один раз в год на День Победы. Во-первых, за одну беседу не охватишь всего важного. Ведь Великая Отечественная Война затронула практически все стороны нашей жизни, и поводы поговорить о войне и о Победе могут возникнуть, буквально, на каждом шагу. Во-вторых, мировосприятие ребенка отличается от мировосприятия взрослого. О некоторых вещах придется рассказывать отдельно по мере взросления малыша, чтобы в его голове картина была более полной и ясной.

Возможно, вы сейчас возразите, что дети должны узнавать о войне на уроках истории в школах, на различных обучающих занятиях в детском саду, на всевозможных встречах с ветеранами, на тематических часах. Иными словами, воспитанием патриотизма у своих маленьких граждан должно заниматься государство. Позвольте здесь не согласиться. Ребёнок всему учится, в первую очередь, в своей семье, поэтому на родителях лежит первая обязанность объяснить своему малышу, почему нам и всему миру, как воздух, нужна была эта Победа. Именно на родителях лежит обязанность в воспитании в ребенке чести, патриотизма и любви к своей Родине.

Сейчас мы живем в мирное время, и этим мы обязаны всем воевавшим и павшим воинам в Отечественной войне. Ребёнку сложно понять, что такое «мир», пока ему не объясните, что такое «война». Малышам сложно осознать, что надо чтить и помнить что-то. Попробуйте перейти с сухих понятий и исторических фактов в чувственный мир ребёнка. Попробуйте затронуть самое близкое - семью. Ведь война коснулась каждый дом. Наверняка и в вашей семье есть фронтовики. Покажите ребенку семейные фотографии, расскажите несколько историй о воевавших родственниках. Так ребёнок почувствует свою причастность, так ему легче будет понять, что война – это не нечто абстрактное, а вполне реальная вещь, и сражались на войне обычные граждане. Такие как его, малыша, прадед, прабабушка, двоюродный дед, сосед деда Саша и ещё вон та старенькая бабушка, которая каждый год в мае надевает свои ордена.


Похожее изображение


Разговаривая с ребёнком о войне, ориентируйтесь на его возраст. Конечно, не нужно в красках расписывать все ужасы войны: концлагеря, массовые убийства, кошмар блокады Ленинграда – так вы не дадите поводов для ночных кошмаров и неврозов. Достаточно сказать, что фашисты блокировали подступы к городу, чтобы невозможно было доставить еду, и людям пришлось голодать.

Начиная рассказ о войне, проговорите с ребёнком, что на земле живёт много людей, что все они разных национальностей и исповедуют разные веры. Обратите внимание ребёнка, что у людей может быть разный цвет глаз и кожи, но от этого люди с одним цветом глаз не могут быть хуже людей с другим. Именно эти идеалы и отстаивала наша армия в Великой Отечественной Войне.

Объясните ребёнку, что военные действия не ведутся на каком-то определенном месте: поле или полигоне – местом войны может стать любой уголок земли, будь то лес, равнина, город или село. Фронт – это и есть множество всех полей боя. Линия фронта разделяет территории, на которых стоят враждующие стороны. Линия фронта – это не конкретная линия, которую нарисовали раз и навсегда. В зависимости от хода боёв, от наступления или отступления воюющих, линия фронта может сдвигаться.

А ещё есть тыл. Тыл – это не тёплое местечко, где прячутся трусы. Тыл – это территория, далёкая от фронта. Как правило, в тылу работают заводы и госпитали. На заводах день и ночь рабочие делают снаряды и технику для армии. А в госпиталях врачи и медсестры лечат раненых.

Ребёнок думает, что на войне сражаются только солдаты. Объясните ребёнку, что все граждане нашей страны от мала до велика сражались за свою родину. Солдаты на передовой, медики в госпиталях. Простые граждане круглыми сутками работали у станков, снабжая армию боеприпасами. А партизаны, люди, которых в силу разных обстоятельств в армию не взяли, вели свою войну с врагом подпольно в лесах.

Расскажите ребёнку, что наша страна вела войну с Фашистской Германией и её лидером - Адольфом Гитлером. В сознании ребенка стоит разграничивать понятия «фашисты» и «немцы». Немцы – это люди, которые населяют Германию. А фашисты – это приверженцы фашистской идеологии, превосходства одной нации над другими. Многие жители Германии были против идей фашизма. Многих отправляли на войну под страхом расправы над семьями. Сами по себе немцы не являются плохими, они простые люди. А вот фашисты – да, это враги и они плохие. Именно поэтому мы говорим о победе не над Германией, а над Фашистской Германией. На этом стоит сделать упор.

Для ребенка все просто: есть враги, есть свои. Враги нападают, потому что набрали много солдат и оружия, а свои защищаются, потому что не хотят быть убитыми. Объясните вашему ребенку, что страны нападают друг на друга из различных побуждений: то ради присвоения чужих богатств, то ради присвоения чужих территорий, то ради выходов в моря. А Великая Отечественная Война отличалась от многих войн тем, что Гитлер не хотел богатств, он хотел уничтожить людей, которые выглядели не так как он считал правильным. Он убивал из-за цвета глаз, цвета кожи, формы головы, формы носа. Гитлер считал, что представители многих национальностей не достойны жить, поэтому его самого и приверженцев его взглядов называли нацистами. В каждой стране были люди, которых нацисты захотели бы убить. Именно поэтому победа нашей страны в Отечественной Войне важна не только для нас, но и для всего мира.


Картинки по запросу как рассказать ребенку о войне


Ребёнок должен понять, что Победа в этой войне важна для нас, потому что наша армия и все граждане защищали свою страну и хотели жить в мире и в добре. А добро, к сожалению, бывает с кулаками. И мир часто приходит к тому, кто не жалел себя и своей жизни за родную землю, за семьи. Этот подвиг мы не имеем права забывать. Представьте только, что могло бы быть, если бы тогда, в начале сороковых годов, Советский Союз дрогнул бы, и мы сдались бы на милость врагу. Да не было бы никакой милости, и нас с вами бы не было. Не было бы наших детей, и не вели бы мы сейчас с вами этот разговор.

Каждому гражданину жизненно необходимо знать свою историю. Мы должны донести до наших детей кому и чему мы обязаны своей жизнью. Крайне важно объяснять детям, что фашизму нет, и не может быть места на нашей земле. Что никакие блага и никакие высокие цели не могут оправдать существование нацизма. Потому что, неприемлемо одной нации решать, кому жить, а кому умирать. Потому что, нельзя убивать всех, не щадя ни детей, не стариков, ни женщин. Потому что, все, абсолютно все люди достойны жить счастливо и в мире. Потому что, наша страна заплатила слишком дорогую цену за то, чтобы весь мир жил свободно от фашизма.

9 мая по всей стране пройдут парады и праздничные мероприятия. Сходите с детьми на парад. Возложите цветы к Вечному Огню, к могиле неизвестного солдата. Расскажите детям, почему горит этот вечный огонь и что означают фамилии на обелисках. Подарите цветы ещё живущим ветеранам и скажите, что благодарны за их подвиг, что цените их вклад в Победу. Ведь с каждым годом тает возможность встречи с солдатами, лично воевавшими с фашистами. Пройдет ещё некоторое время, и мы сможем разговаривать только с обелисками…